Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Возвращение потери, Реувен Пятигорский
Написано в Торе (Дварим 22): «Увидев быка своего брата и его овцу заблудившимися, не отворачивайся от них; ты должен вернуть их своему брату. Если не близок к тебе твой брат или ты его не знаешь, то возьми их в свой дом, пусть они будут у тебя — пока не попросит их твой брат, и тогда вернешь ему это… Так поступай с любой потерей твоего брата, — с тем, что он потеряет, а ты найдешь. Не смей отворачиваться от них (от его потерь; делая вид, что не заметил их)». Такова заповедь: если нашел вещь и видно, что это чья-то потеря, — непременно верни хозяину.
Тора прямо пишет, что любой еврей — твой брат (даже если ты с ним не знаком!). Братство проявляется, в частности, в том, что надо бережно относиться к имуществу брата. И если у тебя есть возможность помочь ему вновь получить то, что он потерял, то помоги ему.
Бездействие приравнивается к нанесению ущерба. Это касается любой потери. Поступать в данном случае надо так. Увидев «бесхозную» вещь, которую кто-то потерял (а не выкинул за ненадобностью, — в подобном случае можно смело брать ее себе), определяем, есть ли на вещи какие-либо характерные признаки, по которым ее можно отличить от ей подобных вещей. Если таких признаков нет, вещь можно взять себе, ибо хозяину нечем доказать, что она принадлежала именно ему. (Можете ее вернуть ему, но это уже будет подарок, а не возврат потери.) В случае наличия признаков, вещь надо взять себе, но не пользоваться ею, а приступить к активным поискам хозяина (расспрос соседей, объявление и т.п.). Существует еще одно условие: даже если на предмете нет никаких характерных признаков, но есть уверенность, что хозяин отчаялся вернуть его себе (в мыслях «распрощался» с ним), — только тогда можно взять его в свое владение.
Возврат происходит так. Нашедший объявляет, что нашел потерю, иногда называя ее по имени (кошелек с деньгами, книга и т.п.). Тот, кто претендует на нее, указывает признаки (вид кошелька или сумма денег, название книги и т.п.).
У заповеди о возврате находок есть много правил и уточнений. Если вы нашли кем-то потерянный предмет, но не знаете, как его вернуть, — посоветуйтесь со знающими евреями или обратитесь к раввину.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»