Оглавление
Евреи в Праге на протяжении веков облагались непомерной данью, то загонялись в гетто, то изгонялись вовсе из города — и все же, по сравнению с другими городами Европы, здесь было относительно спокойно, поэтому в средние века Прага являлась одним из центров Торы. С Прагой связаны имена великого Маараля, раби Йом-Тов Липмана Мильхаузена, раби Авигдора Кара, раби Йехезкеля Ландо и многих других. В начале фашистской оккупации части евреев удалось бежать из Праги, а остальные были отправлены в лагеря смерти. Сейчас еврейский квартал считается в Праге одной из городских достопримечательностей.
Евреи в Праге в X-XI веках [↑]
Богемские евреи-коммерсанты впервые упоминаются в начале X века, а самое раннее свидетельство о жизни евреев в Праге относится к 970 г. В это время Прага была торговым центром, и еврейские купцы импортировали в Прагу золото, и обменивали его на лошадей и меха.
Первые упоминания о еврейской пражской общине относятся к концу XI века. В Праге тогда появились два еврейских квартала. Во время первого крестового похода крестоносцы заставили евреев принять крещение, а сопротивлявшихся убили.
В XII веке во время осады Пражского замка древняя синагога и еврейский квартал на левом берегу Влтавы были сожжены, и евреи поселились на правом берегу.
В это время появилось еврейского гетто Праги. Днём можно было свободно ходить по городу, но ночью и по праздникам ворота гетто были заперты. В 1215 году по решению церкви были введены отличительные знаки для евреев, запрет занимать государственные должности и установлен предельный размер процента по кредитам.
Несмотря на непростые условия жизни, уже в XII—XIII вв. Прага стала крупным центром еврейской учености, продолжавшим развиваться и в последующие века.
Пражская община в XIII-XV веках [↑]
Во второй половине XIII века в Праге был основан новый еврейский квартал, а в 1270 г. было закончено строительство синагоги «Альтнойшуле» (Староновой), старейшей из сохранившихся до настоящего времени синагог Европы. Тогда же появилось и кладбище за чертой города.
С момента появления еврейской общины в Праге, как и в других средневековых европейских городах, евреев поселили в гетто, постоянно облагали непомерными налогами, не позволяли заниматься ничем, кроме ростовщичества. Это вызывало «народный гнев», который находил выход в кровавых наветах и следовавших за ними погромах. Страшный погром потряс еврейский квартал в 1389 году, когда было уничтожено почти все еврейское население, около 3000 человек. Многие из оставшихся в живых были насильно крещены. Чудом спасшийся раби Авигдор Кара посвятил этим ужасным дням поминальную элегию, которую с тех пор ежегодно читают в синагогах Праги в Йом Кипур.
Раби Йом-Тов Липман Мильхаузен [↑]
Раби Йом-Тов Липман Мильхаузен — выдающийся законоучитель и знаток сокровенного учения — был раввином, главой суда и ешивы г. Праги, автором трудов Сефер аНицахон (Книга победы), Альфа-бета (Алфавит) и других.
Раби Йом-Тов Липман был знатоком не только в Талмуде и еврейском законодательстве, но и в вопросах философии, и в тайных разделах Торы.
Раби Авигдор бар Ицхак Кара [↑]
Раби Авигдор бар Ицхак Кара (умер в 5199 /1439/ г.) — выдающийся знаток сокровенного учения и пайтан, был даяном (судьей) в Праге — в суде, возглавляемом р. Йом-Товом Липманом.
Раби Кара был одним из первых, кто распространял кабалистические знания в Богемии. Им написан целый ряд книг по кабале, однако некоторые из его трудов до сих пор остаются в рукописях.
Многие пиюты и элегии раби Кара включены в махзоры (праздничные молитвенники) ашкеназских общин.
XVI век: Пражское Возрождение [↑]
XVI век считается временем Пражского Возрождения. Ремесленники и интеллектуалы бежали сюда из Моравии, Германии, Австрии и Испании. Гетто в эти годы стало центром еврейской мистики.
В начале XVI века в Праге открылась первая еврейская типография, где были напечатаны образцы всех европейских еврейских книг последующих лет.
Горожане регулярно ходатайствовали перед королем об изгнании евреев из Праги, а когда в еврейском квартале вспыхнул сильный пожар, христиане прибежали грабить дома евреев.
Впервые евреи были высланы из Чехии в 1542 году — но через три года им было разрешено вернуться. Во второй раз временное изгнание (на семь лет) постигло евреев Чехии в 1557 году.
В этот период в Праге жили и работали великие еврейские мудрецы, и самый известный из них — Маараль из Праги.
Маараль из Праги [↑]
Маараль(5272-5369 /1512-1609/ гг.) — это аббревиатура полного имени главного раввина Праги: Морену (наш Учитель) аРав Лейва бен Бецалель. Маараль был одним из самых выдающихся талмудистов своей эпохи, а кроме того, отличался редкой самоотверженностью в организации ешив, участием в общественной жизни, вел активную переписку с другими мудрецами, пользуясь среди них высочайшим авторитетом.
Маараль известен как автор многих трудов: «Гур Арье» — толкования на комментарий Раши к Торе, «Тиферет Исраэль» — на трактаты Талмуда, «Ор Хадаш» — на Свиток Эстер, «Беер Агола» — на сказания Талмуда, «Дерех Хаим» — к Пиркей Авот и др. Большинство этих книг переиздаются и в наши дни.
Маараль занимался кабалой. Рассказывают, что для защиты пражских евреев он, по совету императора Рудольфа Второго, с которым его связывали дружеские отношения, сконструировал и оживил голема, искусственное создание, способное выполнять приказы человека.
Предание о големе бытует как среди евреев, так и среди неевреев. Как известно, в Праге стоит статуя голема, что показывает, насколько сильна вера в него у местного населения. В начале прошлого века была издана книга Нифлаот Маараль, которая, по утверждению издателя, была написана зятем Маараля. В ней подробно рассказывается о создании Мааралем голема. Однако многие сомневаются в истинности этого предания, а также в подлинности этой книги.
Раби Давид бар Шломо Ганз [↑]
Раби Давид бар Шломо Ганз (5301-5373 /1541-1613/ гг.) — еврейский историк, математик и астроном, был первым среди ашкеназских евреев ученым, профессионально занимавшимся вопросами истории. Его хроника, получившая название Цемах Давид («Росток Давида»), до сих пор служит ценным источником — в первую очередь, по истории еврейских общин центральной и Восточной Европы.
В пражский период своей жизни р. Ганз уделял особое внимание занятиям астрономией, сотрудничал с великими учеными Тихо Браге и Иоганном Кеплером.
Раби Мордехай Яфе [↑]
Раби Мордехай бар Авраам Яфе (Бааль Алевушим; 5290-5372 /1530-1612/ гг.) — законоучитель и комментатор, один из духовных лидеров поколения, родился в Праге и после учебы в люблинской ешиве Мааршаля и в краковской ешиве Рамо вернулся в Прагу и основал там ешиву по модели этих знаменитых польских ешив.
Основное произведение раби Мордехая Яфе — свод законов Левуш мальхут (Царское одеяние). Пять томов этого фундаментального труда представляют собой развернутый комментарий на кодекс Арбаа турим, составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим).
Раби Яаков Поляк [↑]
Раби Яаков бар Йосеф Поляк (умер в 5290 /1530/ г.) — духовный лидер мудрецов Восточной Европы — какое-то время был главой раввинского суда и ешивы Праги. Здесь его учеником был р. Меир Кацнельбоген (Маарам из Падуи), ставший впоследствии главой мудрецов Италии.
XVII век: тридцатилетняя война [↑]
В 5378 (1618) году в Европе вспыхнула война, начавшаяся с того, что богемское дворянство и муниципалитет Праги — протестанты — отказались подчиняться императору-католику. Император совместно с католическими князьями одержал победу. Тогда на помощь протестантам пришли сначала датский, а потом шведский короли.
Главным событием в жизни пражских евреев XVII века было письмо императора Фердинанда II с приказом принять все меры к защите евреев Праги. Этот приказ возымел действие, схожее с действием письма Ахашвероша, и евреи Праги, опасавшиеся бесчинств солдат, вдруг оказались под императорской защитой.
Старшины общины решили назначить этот день — 14 Хешвана — памятным днем. В этот Пражский Пурим до вечерней молитвы надо было поститься и читать слихот, а в остальное время следовало предаваться веселью и пиршествам.
Последний год тридцатилетней войны и эпидемия чумы нанесли еврейской общине Праги тяжелый ущерб. В 1648 г. многие евреи погибли при обороне города от шведских войск.
После войны Германская Империя распалась на сотню относительно независимых княжеств, власть императора в которых была весьма ограниченной.
В Богемии и Моравии число евреев было очень велико, особенно после трагедии 5408 (1648) года, когда туда начали стекаться польские беженцы. Как по уровню своих мудрецов, так и по численности своих членов пражская община была самой большой среди германских общин.
Раби Эфраим-Шломо бар Аарон Лунчиц, «Кли Якар» — известный талмудист и литургический поэт, с 1604 г был главным раввином в Праге. Самым важным произведением р. Эфраима-Шломо Лунчица стал его комментарий на Пятикнижие, названный Кли якар (Драгоценный сосуд). Этот комментарий построен на многочисленных мидрашах и талмудических преданиях, в то же время в нем ощущается влияние идей кабалы.
Комментарий Кли якар стал одним из самых популярных и изучаемых — во многих классических изданиях он печатается рядом с основным текстом Торы.
Вот еще лишь несколько имен законоучителей, живших в Праге в XVII веке: великий алахист Рав Йом-Тов Липман Геллер; один из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслитель и кабалист Шла аКадош — раби Йешая бар Авраам Алеви Гурвиц, автор книги Шней Лухот аБрит; его сын, выдающийся законоучитель раби Шабтай-Шефтель бар Йешая Гурвиц и другие.
XVIII век: погром и Просвещение [↑]
В начале XVIII века в Праге жило больше евреев, чем где-либо в мире. Императору это «засилье» пришлось не по душе и он принял меры для ограничения их численности в городе: все приезжие евреи могли находиться в Праге не более шести недель и жить только в еврейском квартале.
Этот век принес евреям новые погромы и новые попытки изгнания. На этот раз страшный погром учинили венгерские солдаты 17 сентября 1744 г., когда Прага, после осады, была сдана прусскому королю. Почти все дома и синагоги были разгромлены. Уцелела лишь Староновая синагога.
Императрица Мария Терезия обвинила евреев в поддержке вражеской Пруссии и издала указ, по которому в течение 5505 (1745) года евреи должны были покинуть Богемию и Моравию. В результате усилий еврейских общин изгнание было отложено, а потом и отменено.
В этот век Просвещения было внедрено светское образование для евреев. Либеральные идеи начали подрывать умы молодежи. Но при этом Прага продолжала быть одним из главных центров Торы в Европе, особенно после того, как во главе пражской общины встал выдающийся законоучитель Раби Йехезкель Ландо.
Раби Йехезкель Ландо [↑]
Раби Йехезкель Ландо (Нода биЙеуда; 5473—5553 /1713—1793/ гг.) в юности был известен под именем илуй миАпта (вундеркинд из Апты) — уже в те годы к нему обращались со сложными алахическими вопросами из разных общин Восточной Европы.
Раби Ландо возглавлял пражскую общину в течение четырех десятилетий и приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей в своем поколении: за решением спорных вопросов к нему обращались и со всех концов Европы, и из общин Османской империи.
Респонсы раби Ландо были собраны в книгу Нода биЙеуда («Известен в Йеуде»). Многие вопросы, обращенные к нему, были связаны с новой реальностью, порожденной эпохой Просвещения. Перу раби Ландо принадлежат также хидушим (аналитические заметки) к Талмуду, вышедшие в свет под названием Циюн ленефеш хая («Памятование живой души»).
Р. Йехезкель Ландо создал в Праге ешиву, ставшую крупнейшей в Европе: в ней занимались тысячи учеников, многие из которых впоследствии возглавили общины и ешивы по всей диаспоре.
XIX век: эмансипация [↑]
Эмансипация шагала по Европе, унося с собой в светский мир тысячи евреев из разных сословий. Упразднение в 1852 г. гетто и получение в 1867 г. полного равноправия не освободило евреев Праги, а оторвало их от веры. Синагоги и талмуд-тора продолжали действовать, но синагоги одна за другой становились реформистскими, и все больше евреев прониклись идеями Аскалы.
Тем не менее, ортодоксальный иудаизм не угас в Праге и в этот светский век.
Раби Бецалель бен-ЙоельРонсбург был даяном и главой ешивы в начале века. Он писал комментарии и заметки к некоторым разделам Талмуда: «Маасе Рав», «Сефер Цофим» и др.
Раби Иехезкель бен-Шмуэль а-Леви из Глогау был главой школы в Праге и автором комментариев к трактату Хулин, изданных под названием «Марэ Йехезкель».
Раби Шмуэль бен-Иссахар Бер, бывший даяном в Праге в середине века, написал комментарий к Мишне «Зера Кодеш», комментарий к Притчам «Мусар Ав», комментарий к Трактату Авот «Кетем Паз», а также был автором респонсов.
XX век: сионизм [↑]
В конце XIX в. — первой половине XX в. молодые евреи стремились получить высшее образование. В основном, евреи Праги учились в немецком университете города, где составляли почти половину всех студентов.
Среди студентов стал популярен сионизм, они создали свою собственную сионистскую организацию, выпускали газету.
Ассимиляция продолжалась. Главный бастион учения Торы Чехословакии переместился из Праги в Прессбург (теперь это столица Словакии Братислава).
В основном, пражские евреи не крестились, а отказывались от принадлежности к какой-либо религии. Смешанных браков в Праге в период до Второй мировой войны было больше, чем где бы то ни было в Западной Европе.
С довоенной Прагой связано имя Франца Кафки, совершенно непризнанного при жизни еврейского писателя, в творчестве которого отразился весь абсурд его эпохи — эпохи крушения Европы.
Немецкая оккупация и Вторая мировая война [↑]
С 1935 г. в Праге стали селиться беженцы из Германии, а в 1938 г. — из Австрии и из оккупированных частей Чехословакии. В марте 1939 года Гитлер оккупировал Прагу и разделил Чехословакию.
В начале оккупации еврейские организации продолжали заниматься благотворительской деятельностью и готовить молодежь к эмиграции. При содействии Палестинского бюро в Праге 19000 евреям удалось легально и нелегально покинуть Чехословакию. Вскоре все пути бегства были перекрыты, все известные евреи Праги (около 50 тысяч человек) были арестованы и отправлены в лагеря уничтожения.
Прага во второй половине ХХ века [↑]
После войны, в мае 1945 года, еврейская община начала было восстанавливаться, но с приходом власти коммунистов в 1948 году еврейской жизни пришел конец. К 1950 г. половина еврейского населения Праги репатриировалась в Израиль или уехала в другие страны.
Власти проводили антиеврейскую политику, всякая религиозная деятельность была прекращена. С 1964 по 1984 гг. в Праге не было раввина.
После падения коммунистического режима осенью 1989 г. еврейская община возродилась.
Современная еврейская Прага [↑]
«Еврейская Прага» в наши дни — это один из популярнейших экскурсионных маршрутов. Наиболее известные еврейские достопримечательности — это Йозефов (средневековый еврейский квартал-гетто) со Старым еврейским кладбищем, на котором похоронены великие люди: Маараль, раби Давид Ганз, выдающийся каббалист и врач раби Йосеф Дельмедиго, раби Эфраим-Шломо бар Аарон Лунчиц (Кли Якар) и другие — всего около 100 000 евреев…
Также туристам показывают еврейскую ратушу, где когда-то собирались старшины общины, а позже заседал бейт-дин.
Пинкасова, Высокая, Майзелева, Испанская, Клаусова синагоги построены в разные периоды и в разных архитектурных стилях: готическом, ренессансном, барочном, современном. Самая известная — это Староновая Синагога — древнейшая из сохранившихся в Европе синагог и самый древний архитектурный памятник Праги. По преданию, камни для ее фундамента были привезены из развалин Иерусалимского Храма.
В еврейском квартале Праги не все синагоги являются лишь архитектурными памятниками, есть и такие, где собирается миньян. Существуют и кошерные рестораны, и кафе, и миква. При этом в городе почти не осталось евреев, их всего около 2000 человек, и еврейская жизнь Праги в наши дни больше привязана к туристам, чем к общине.