Оглавление
Менаше, сын Иосифа [↑]
Менаше бен Иосиф (מנשה) — старший сын праведника Иосифа и внук праотца Яакова, один из родоначальников колен Израильских, предок колена Менаше.
Менаше родился в 2231 г. (1529г. до н.э.) в Египте.
В ту пору его отец Иосиф был верховным визирем Египта. Мать Менаше — Аснат, приемная дочь в семье жреца главного храма в столице фараона, городе Он (Берешит 41:45, 41:50). Но настоящей матерью Аснат (и соответственно, бабушкой Менаше) была Дина, дочь праотца Яакова (Пиркей дераби Элиэзер 38).
Иосиф, который в юности попал в Египет рабом, а затем поднялся к вершинам власти, назвал своего первенца именем «Менаше», образованным от слова линшот («забывать»), — в благодарность за то, что Всевышний «дал ему забыть все мучения» (Берешит 41:51, Сфорно).
В 2233 году (1527 г. до н.э.) у Менаше родился младший брат, получивший имя Эфраим (Берешит 41:50-52).
Иосиф обучал сыновей законам Б-га, которые узнал от Яакова, а также различным наукам и государственной мудрости (Сефер аяшар, Микец).
В 2238 году (1522 г. до н.э.) в Египет переселилась вся семья Яакова, которая обосновалась на севере страны, в земле Гошен, называемой также Рамсес (Берешит 46:6, 47:11).
Менаше и Эфраим в течение длительного времени жили рядом с дедом Яаковом, изучая у него законы и предания, полученные по цепи традиции от праотцев — Авраама и Ицхака (Седер адорот). А как только Менаше подрос, он стал помогать отцу в управлении государством (Псикта рабати 3:93).
Еще при жизни Яакова у Менаше родились два сына — первенец Махир и второй сын Яир (Бемидбар 32:40-41; Бава батра 121б).
В 2255 году (1505 г. до н.э.) Яаков, предчувствуя приближение смерти, благословил своих внуков Менаше и Эфраима, а также сказал Йосефу: «Двое твоих сыновей, родившихся у тебя в земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, — они мои: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими» (Берешит 48:5).
Таким образом, Яаков приравнял их в качестве наследников к своим сыновьям — и по возвращении сынов Израиля в Святую Землю потомки Менаше и Эфраима должны будут получить такие же наделы, как и сыновья Яакова (Рамбан, Берешит 48:5-6).
А когда после смерти Яакова погребальная процессия отправилась в страну Кнаан, чтобы, согласно завещанию, похоронить его в пещере Махпела у Хеврона, золотой саркофаг несли вместе с его сыновьями и два внука — Менаше и Эфраим. Они заменили своего отца Иосефа, который был освобожден от переноса саркофага из почтения к его сану верховного визиря страны (Берешит раба 100:2;Бемидбар раба 2:8).
Продолжительность жизни и год смерти Менаше неизвестны.
Колено Менаше [↑]
Потомки Менаше составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта в нем насчитывалось тридцать две тысячи двести мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:34-35), а перед вступлением в землю Израиля — пятьдесят две тысячи семьсот (там же 26:34).
На стоянках в пустыне колено Менаше располагалось к западу от Шатра Откровения (там же 2:18-21). Знамя этого колена было цвета черного оникса, а на нем — изображение столицы Египта (в память о том, что Менаше там родился), а также изображение буйвола, ведь Моше-рабейну в своем последнем благословении сказал об этом колене (Дварим 33:17): «Рога буйвола — рога его, ими он будет бодать все народы до края земли…» (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе на Бемидбар 2:2).
Половина колена Менаше получила надел на восточном берегу реки Иордан — севернее колен Гада и Реувена (Бемидбар 32:39-41; Дварим 3:13-15; Йеошуа 13:29-32), а остальные расселились на западном берегу — в самой стране Кнаан (Йеошуа 17:7-13).
Из колена Менаше вышел судья Гидон бен Йоаш, освободивший народ Израиля от власти Мидьяна (Шофтим 6:11-16).
В 3195 году (565 г. до н.э.) половина колена Менаше, поселившаяся на восточном берегу Иордана, была изгнана ассирийцами вместе с коленами Реувена и Гада (I Диврей аямим 5:23-26). А через десять лет в изгнание отправились и остальные потомки Менаше (II Мелахим 2, 17:6).
Через полтора тысячелетия спустя после изгнания десяти северных колен еврейский путешественник из Восточной Африки Эльдад Адани во время своих странствий обнаружил потомков Менаше и Эфраима, живущих в горах, недалеко от арабского города Мекка: они были отважными воинами, совершавшими конные набеги в долину. А другая, еще более многочисленная, часть колена Менаше жила вместе с потомками Шимона в стране Кейдар, в шести месяцах пути от Иерусалима, и магометане платили им дань (Сефер Эльдад Адани).
В последние десятилетия израильский исследователь р. Элияу Авихаиль обнаружил в восточной Индии (штаты Мизорам и Манипур) и на западе Бирмы (г. Тиддим) племенную группу шинлунг — численностью ок. 1,2 миллиона человек — члены которой причисляют себя к колену Менаше, поскольку это имя часто упоминается в их преданиях. Из сохранившихся у них древних обычаев некоторые напоминают еврейские: ношение накидки, похожей на талит, семидневное поминовение покойника и т.д. Считается, что племя пришло в эти места из китайской провинции Сычуань. Интересно, что бирманское слово «шинлунг» означает «Десять племён» (отсылка к Десяти потерянным коленам Израиля, в числе которых и колено Менаше). Около ста лет оно было обращено в христианство, но в последние тридцать лет его члены стали возвращаться к иудаизму, соблюдать еврейские праздники и отдавать детей в еврейские школы, а несколько сотен человек даже прошли гиюр и переселились в Израиль (Э. Авихаиль, Шивтей Исраэль). За ними закрепилось название «бней Менаше» — буквально «сыны Менаше».