Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Река Иордан

Река Иордан — восточная граница Святой Земли, одно из самых плодородных мест Израиля. В эпоху завоевания Иеошуа бин Нуна Б-г рассек воды Иордана подобно водам Красного моря при Исходе из Египта

Оглавление

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании реки Иордан, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше-Рабейну (Моисея) Б-г по-прежнему покровительствует им.

Река Иордан — восточная граница Святой Земли — не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.

Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.

В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада, Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ, созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15). И поясняет Раши: это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад — область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена — в том, что они выбрали жить за Иорданом.

Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.

Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

Рассечение вод Иордана [↑]

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

В первый раз он рассек Красное море во время Исхода из Египта.

Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3).

Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

«В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена, которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам, вставшим впереди всей процессии.

Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы [↑]

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15).

Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем — спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество — совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, — глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест совершения чудес [↑]

При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте».

Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).

Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них — место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» — Иеошуа 3:16).

А также — место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

Песнь Иордана [↑]

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним.

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду.

Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона.

Обрезание у Гильгаля [↑]

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом, они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

Выводить материалы

Река Иордан, Израиль

Неизвестный автор

Иорда́н — главная река Эрец-Исраэль, отделяющая её западные области от Заиорданья. Фотография, сделанная по технологии фотохром. Читайте также: тема Святая земля — Эрец Исраэль

Гора Гильбоа

Рав Авраам Коэн

Место гибели первого еврейского царя Шауля и его сыновей. Эту гору проклял Давид, чтобы она оставалась всегда без деревьев, и лишь сто лет назад англичане высадили на одной из вершин хребта Гильбоа деревья.

Вади Кельт

Рав Авраам Коэн

Восточная часть ущелья Вади Кельт поражает своей суровой красотой. По левому краю ущелья тянется зеленая полоса, это водоотвод родниковой воды из источников Эйн Прат и Эйн Мабуа, расположенных выше по ущелью. Эта вода стекает в город Йерихо, поэтому более 2000 лет назад именно там, внизу ущелья, были построены крепости и дворцы царей Хасмонейской династии — их зимняя резиденция.

Гора Сартаба

Рав Авраам Коэн