Несмотря на свою малочисленность, итальянские евреи сыграли громадную роль в духовной истории нашего народа.
Первые евреи оказались на территории Италии еще до разрушения Храма.
Позже римляне привозят их в качестве пленников в Италию, и таким образом, они оказываются в Европе до изгнанников из Испании и Германии. Поэтому итальянские евреи не относятся ни к сефардам, ни к ашкеназам; итальянская община и в наши дни сохраняет самостоятельность.
Оглавление
Евреи в Италии вV-X веках н.э. [↑]
После падения Западной Римской империи в 476-м году н.э евреи получили временную передышку от преследований католических священников, так как языческие немецкие короли защищали их.
Однако после того, как в 4315 (555 н.э.) году византийский император Юстиниан разгромил остготов, положение евреев значительно ухудшилось.
Когда в VIII в. Карл Великий завоевал Северную и Центральную Италию, он распространил на итальянских евреев то покровительство, которое он оказывал евреям Германии и Франции.
После смерти Карла Великого германские императоры продолжали его политику и брали под защиту евреев, проживавших на территории империи. Римские папы хотя и относились к евреям как к людям «второго сорта», но хотя бы удерживали итальянцев от нападений на евреев, от убийств и грабежей.
Католическая церковь запрещала пользоваться услугами евреев-врачей. Но авторитет их был столь высок, что, как правило, придворными врачами католических и светских правителей становились евреи.
В средние века центром еврейства Северной Италии стала Венеция. Евреи принимали самое активное участие в торговой жизни города, что, естественно, вызывало противодействие венецианских купцов. Евреев облагали чудовищными налогами, дважды изгоняли из Венеции и разрешали вернуться только ценой огромного выкупа. В Венеции, в отличие от других итальянских регионов, зверствовала инквизиция вплоть до конца XVIII-го века.
Иной была судьба евреев Южной Италии. Там все время менялась власть: византийцы, арабы, итальянские герцоги, норманны.
В 4630 (870 н.э.) году византийский император Василий приказал крестить всех подвластных ему евреев, в том числе живших в Южной Италии. Рассказывают, что еврейский мудрец раби Шфатья вылечил дочь императора и в награду попросил освободить от крещения евреев пяти итальянских городов.
Остров Сицилия находился под властью мусульман более 200 лет (4587—4821 гг. /827-1061 гг. н.э.). Среди мусульман евреи чувствовали себя более свободно, нередко занимая высокие государственные посты.
Еврейские мудрецы Италии XI-XIV вв. н.э [↑]
Еще со времен римской империи евреи Апеннинского полуострова поддерживали тесные связи с Эрец Исраэль: мудрецы Эрец Исраэль были частыми гостями в Италии, а итальянские раввины, в свою очередь, совершенствовались в ешивах Святой Земли. Отсюда сходство традиций итальянских и израильских евреев.
Через Италию влияние мудрецов Эрец Исраэль распространилось и на еврейские общины Северной Франции и Германии.
Так, раби Калонимус из итальянского города Луке основал знаменитую ешиву в германском Майнце, которая положила начало всем ешивам Германии и Северной Франции.
Принято говорить, что, когда престиж вавилонских центров Торы стал падать, три звезды воссияли в еврейском народе: раби Натан в Италии, Раши во Франции и Риф в Марокко и в Испании.
Сложно выбрать среди множества еврейских мудрецов, живших в Италии в средние века, имена наиболее значительных. Мы упомянем здесь только тех, без книг и комментариев которых невозможно представить учебу Торы в наши дни. Все труды, которые будут перечислены ниже, множество раз переиздавались и оказали огромное влияние на развитие еврейской мудрости последующих поколений.
Раби Натан бар Йехиэль из Рима (4795-4866 гг. /1035-1106 гг. н.э.) — автор толкового словаря Сефер аАрух (или просто Арух). Это первый, наиболее полный, словарь Вавилонского Талмуда, в котором раби Натан определил значение греческих, латинских, арабских и персидских слов. В этом словаре также проясняются целые понятия, и на этой основе комментируются многие сложные места Талмуда.
Слова раби Натана приводятся в толкованиях Раши и Тосафот. Раби Натан пользовался высоким авторитетом в качестве законоучителя — к нему обращались со сложными алахическими вопросами знатоки Торы из многих стран, в том числе и великий Раши.
В 4900 (1140 г. н.э.) году в Италию прибыл раби Авраам ибн Эзра. Около пятнадцати лет он прожил в разных итальянских городах и за это время написал большую часть комментариев к Танаху.
В XIII-м веке в Италии жил раби Йешая бар Мали Ди-Терани, который написал дополнительные комментарии к семнадцати трактатам Талмуда. В классических изданиях Талмуда некоторые из них набраны отдельной колонкой под названием Тосафот Рид («Рид» — аббревиатура слов «раби Йешая Ди-Терани»).
В XIV-м веке один из наиболее значительных комментаторов Пятикнижия раби Бахье бар Ашер Ибн Халава, проживавший в Италии, составил комментарий к Торе, где помимо разъяснения прямого смысла стихов, раскрывал их каббалистический и философский смысл, а также привел многочисленные древние мидраши, некоторые из которых дошли до нас лишь благодаря его комментариям.
Расцвет еврейской мысли в Италии в XV-XVI вв. н.э. [↑]
Несмотря на то, что евреев гнала из Испании религиозная нетерпимость католических священников, многие поселились в сердце католического мира — Папской области, которая находилась под властью самого Римского папы. Папы того времени, воспитанные на идеях Ренессанса, были значительно терпимее своих предшественников, и многие евреи и мараны нашли в Риме убежище от преследований инквизиции. У многих Пап были врачи-евреи, хотя закон церкви запрещал евреям лечить христиан. А папа Клемент предоставил автономию еврейской общине Рима.
Среди изгнанников, которые прибыли из Испании в Неаполитанское королевство, был раби дон Ицхак Абарбанель (5197-5268 /1437-1508/ гг.), один из величайших комментаторов Писания, выдающийся государственный деятель и финансист.
Евреев неоднократно пытались выселить из Неаполитанского королевства, несколько раз изгнание удалось отложить, однако в 5300 (1540 н.э.) году евреи все-таки вынуждены были уйти из страны. Часть их переселилась в Среднюю и Северную Италию, а часть — в страны, находящиеся под властью Турции.
Самый широкий поток испанских беженцев шел в два крупнейших торговых города Северной Италии — Венецию и Геную. Главы этих городов видели пользу, которую евреи приносят торговле, но, с другой стороны, они боялись конкуренции христианским купцам, поэтому ограничили права евреев. Положение евреев в городе Падуя, который находился под властью венецианцев, было лучше, чем в самой Венеции. В Падуанском университете, например, училось очень много евреев. Такое же положение было и в Ферраре, где осели многие беженцы.
Выдающийся мыслитель и проповедник раби Йосеф бар Хаим Яавец (Хасид Яавец; умер в 5267 /1507/ г.) стал одним из духовных лидеров поколения изгнанников из Испании. Стремясь возродить духовную жизнь евреев, он призывал их извлечь уроки из происшедшей трагедии. Свои взгляды раби Яавец изложил в книге Ор аХаим (Свет жизни), направленной против увлечения нееврейскими науками и философией, а также в трактате Хасдей Ашем (Милости Всевышнего), посвященном предстоящему избавлению еврейского народа и возвращению на Святую Землю в дни Машиаха. В последующих поколениях автора стали называть Хасид Яавец (Благочестивый Яавец).
Евреи Венеции жили в гетто, внутри которого обладали полной автономией. Слово «гетто» — итальянского происхождения, и первые гетто появились именно здесь. Евреи имели право самостоятельно решать все вопросы, связанные с управлением гетто, и, пользуясь этим, создали все необходимые для изучения Торы учреждения. Венецианская община была одной из самых обустроенных общин Европы. С течением времени самая значительная община Италии образовалась в Ливорно.
Еще один из духовных лидеров поколения раби Йосеф бар Шломо Колон (Маарик; ок.5180-ок.5243 /ок.1420-ок.1483/ гг.) был раввином и главой ешивы в ряде общин: сначала в Пьемонте, затем в Болонье, Местре, Мантуи. В последний период жизни Маарик возглавлял общину г. Павии, расположенного в Ломбардии. Озаренный его присутствием, этот город стал значительным центром Торы. Маарик считается одним из трех великих знатоков Торы, завершающих эпоху ришоним: он — в Италии, р. Ицхак Канпантон (Гаон из Кастилии) — в Испании и р. Исраэль Исерлин (Маарай) — в Германии и Австрии.
Респонсы Маарика были собраны его учениками и изданы в Венеции. Его псаки (законодательные решения) пользовались особым авторитетом в глазах раби Йосефа Каро, составителя кодекса Шульхан Арух.
Духовный лидер евреев Земли Израиля, выдающийся комментатор Мишныраби Овадья бар Авраам Бартанура (ок.1450-1530 гг.) родился на севере Италии, в городке Бартануре. От названия этого места и произошло его фамильное имя, под которым он вошел в историю. Он был одним из учеников Маарика и стал одним из его духовных наследников.
В конце XV-го века в Падуе на севере Италии существовала большая ешива, во главе которой долгие годы стоял выходец из Германии раби Йеуда бар Элазар Алеви Минц (5170-5269 /1410-1509/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров того времени. Его ешива привлекала множество учеников — и не только из Италии, но и из других стран. Он выучил и воспитал сотни раввинов — руководителей и учителей следующего поколения.
Раби Яаков-Барух бар Йеуда Ландо — выдающийся законоучитель и знаток кабалы, автор кодекса «Агур» (Припасенное), включающего законы повседневной жизни еврея. При вынесении законодательных решений он одним из первых использовал аргументы, заимствованные из кабалы. Книга была принята в качестве практического руководства не только многочисленными беженцами из Германии и Австрии, но и многими общинами в самой Италии. В Неаполе рав Ландо стал ведущим сотрудником одного из первых еврейских книгоиздательств.
Знаменитый комментатор Писанияраби Овадья бар Яаков Сапорно (Сфорно) — ок. 5230-5310 (ок. 1470-1550) гг. возглавлял еврейскую общину Рима. Он составил комментарий на Пятикнижие, который стал одним из самых популярных и изучаемых, благодаря глубине, простоте изложения и лаконичности.
Раби Сапорно был также доктором философии. Он преподавал грамматику святого языка и традиционные еврейские дисциплины в кружке свободомыслящих католических богословов. Он считал, что слова Торы обращены ко всему человечеству и еврейские мудрецы обязаны обучать истине другие народы, приближая этим приход Машиаха.
Раби Матитьяу бар Шломо Делькрот в 5310 /1550/ году прибыл из Бриска в северную Италию, чтобы в университете Болоньи совершенствовать свои познания в астрономии и математике. Там он написал книгу по астрономии Цель Олам («Тень Вселенной»). Кроме того, в Италии раби Делькрот углубленно изучал «испанскую кабалу»; написал комментарии к нескольким основополагающим кабалистическим сочинениям. Поселившись в Венеции, р. Делькрот работал редактором в знаменитой еврейской типографии.
Книгопечатание в Италии [↑]
В XVI-м веке лучшие еврейские типографии находились в Италии. Самая известная из них принадлежала семье Сончино. По технике исполнения и изяществу печати она и сегодня могла бы занять одно из ведущих мест в издательском мире. Ею выпущено 175 наименований книг, и первая печатная Тора вышла из стен этой типографии.
Самое первое полное издание обоих Талмудов было осуществлено в типографии Бомберга (Венеция). Постраничное расположение текста в Вавилонском Талмуде, изданном Бомбергом, стало стандартным для всех последующих изданий. Текст Талмуда стали размещать в центре, а классические комментарии Раши и Тосафот по бокам: Раши с внутренней стороны листа, Тосафот — с внешней, а прочие комментарии в конце трактата. Чуть позже появляется и общепринятая разбивка на листы и страницы. Постепенно лист Талмуда «обрастает» разнообразными дополнениями и примечаниями, которые печатают на полях.
Запреты римских пап на издания Талмуда привели к временному упадку книгопечатания в Италии. После начала Реформации в Германии, папы начали бороться с чуждыми католической церкви влияниями. Они попытались восстановить духовную власть церкви такой, какой она была в средние века. В первую очередь от этого пострадали евреи.
В Риме евреев заставили вернуться в замкнутое, тесное гетто. Было возобновлено требование нашивать специальный знак на одежду. Использовались все доступные средства, чтобы унизить евреев и склонить к вероотступничеству.
В Риме функционировал цензурный кабинет, в обязанности которого входила проверка и уничтожение книг, противоречащих основам католицизма. В начале 5314 (1553 н.э.) года в праздничной обстановке под дикие крики толпы были сожжены тома Талмуда. Эпидемия сожжения еврейских книг прокатилась по всем итальянским государствам.
Недостаток книг повлек снижение уровня обучения в ешивах. Большинство учеников оставили ешиву в Падуе и переехали в Польшу, после чего итальянские ешивы уже не смогли возродить свой прежний уровень.
Развитие каббалистического учения в XVII-XVIII веках [↑]
В XVII-м и XVIII-м веках в Северной Италии получило свое развитие каббалистическое учение. В Венеции образовалась группа кабалистов, изучавших наследие раби Ицхака Лурии (Аризаля). Благодаря раби Моше бар Мордехаю Закуту (Рамаз; 5385-5458 /1625—1697/ гг.) духовные открытия Аризаля стали достоянием кабалистов Европы.
Классический комментарий под названием «Ор Ахаим» («Свет жизни»), составленный выдающимся мудрецом, каббалистом по имени Рав Хаим Бен-Атара (5456-5503 /1696-1743/ годы) считается обязательным для всех, кто серьезно изучают Тору. Он значительную часть своей жизни провел в Италии, где преподавал ешиве в города Ливорно.
Законоучитель и пайтанРаби Йешая бар Исраэль-Хизкия Басан (умер в 5499 /1739/ г.) возглавлял ешиву в г. Падуе, где наиболее одаренным среди его учеников был раби Моше-Хаим Луцато (Рамхаль).
Рамхаль [↑]
Движение Шабтая Цви оказало в свое время такое сильное влияние на итальянских евреев, что всех молодых людей, интересовавшихся Тайным Учением, подозревали в том, что за их занятиями скрывается принадлежность к секте.
Раби Моше-Хаим бар Яаков-ХайЛуцато (5467-5507 /1707-1747/ гг.) — один из величайших знатоков сокровенного учения, автор многих известнейших книг, в том числе книги Месилат йешарим («Путь праведных») — учился в то время в ешиве в Падуе и пострадал от подобных подозрений.
Языком и стилем Зоара Рамхаль написал труд о Тайном Учении. По Италии распространились слухи, что в работе над этой книгой автор получал руководство свыше. Духовные руководители поколения заподозрили автора труда в шабтианской ереси.
За Рамхаля вступились друзья и покровители, и через какое-то время удалось доказать, что он не является последователем шабатианцев. От Рамхаля потребовали, чтобы он прекратил заниматься Тайным Учением до тех пор, пока не переедет в Святую Землю.
Тем не менее, он написал более сорока новых книг. Когда об этом стало известно, раввинский суд Венеции наложил на него херем (отлучение от общины). Рамхаль оставил Италию и отправился с семьей в Святую Землю, где вскоре скончался и был похоронен на берегу озера Кинерет (рядом с великим раби Акивой).
В последующих поколениях имя Рамхаля стало духовным знаменем различных направлений еврейской традиции — в том числе, и таких, которые решительно противостояли друг другу: как лидеров хасидизма, так и их противников. Виленский Гаон говорил, что, «если бы Рамхаль был жив, он бы пешком пошел к нему даже на край земли, чтобы изучать у него мусар».
Евреи Италии в XIX-м — начале XX-го вв. [↑]
Многие евреи принимали активное участие в итальянском национально-освободительном движении в конце XIX-го века, так как оно не только добивалось избавления страны от иноземного гнета и реакционных режимов, но и отмены дискриминации евреев.
В этот период в среде итальянского еврейства распространяются идеи Аскалы. В Падуе основывается раввинская семинария, молитвенники, Хумаш и другие Святые Книги переводятся на итальянский язык.
С получением евреями полного равноправия после объединения Италии в 1870 г. из их среды выдвигаются многие видные политики, ученые, писатели, художники. Всемирно известные антрополог Чезаре Ломброзо и живописец Амедео (Иедидия) Модильяни были евреями.
Идеи сионизма в первое время не получили у итальянских евреев признания — ведь они и в Италии занимали видное положение во всех сферах жизни, и процесс ассимиляции в XIX-м веке был стремителен, как и повсюду в Европе. Но вскоре в крупных городах возникли кружки сионистов, в 1901 г. была создана Итальянская сионистская федерация. Сильный толчок к развитию сионизма в Италии дала публикация Декларации Бальфура, после чего и итальянское правительство проявило интерес к этому движению.
А параллельно с этим, в 1915-м году создается общеитальянская фашистская организация.
Итальянский фашизм [↑]
Фашизм в Италии развивался по иному сценарию, чем в Германии. Бенито Муссолини, вдохновленный идеей восстановления Римской империи, выбрал атрибут власти древнеримских царей — фаски (по-итальянски — «фаши») — перетянутые шнуром пучки вязовых или берёзовых прутьев, в качестве своего символа и названия партии.
Ассимилированные евреи, забывшие о том, что от восстановления Римской империи они не дождутся никаких благ, внесли в развитие итальянского фашизма существенный вклад. Вплоть до начала 40-х годов Муссолини поддерживал дружеские связи с представителями еврейских организаций, и в правительстве на высоких должностях работали евреи.
В первые годы существования фашистского движения и режима антисемитские высказывания лишь изредка проскальзывали в речах Муссолини. Однако с 1930-х годов в экстремистских кругах фашистов, а также в академических работах и административной политике государства антисемитизм проявляется все ярче.
Летом 1938 года был опубликован манифест о «высшей итальянской расе», составленный группой ученых и академиков. Осенью того же года фашистский режим ввел так называемые расовые законы, требовавшие исключить евреев-учителей и учеников из публичных школ, ограничивавшие сферы занятости евреев и их права на недвижимость. Антисемитизм пропагандировался в системе образования и СМИ.
Начало Второй мировой войны принесло итальянским евреям новые страдания. В случае непредвиденной ситуации их полагалось немедленно перемещать в концлагеря, «так как они представляют реальную опасность». Летом 1942 года многих итальянских евреев обязали выполнять трудовую повинность.
В 1943 году немецкие войска оккупировали Италию, и начались настоящие погромы и депортация в концлагеря. Но даже перед лицом опасности многие итальянцы были готовы помочь евреям. 80% итальянских евреев пережили войну, часто — благодаря помощи друзей и соседей. В Италии действовали подпольные организации по спасению евреев. Вот только одна из многочисленных историй — про велогонщика Джино Бартали — который доставлял евреям спасительные визы, паспорта и удостоверения, спрятанные в трубках и под сидением его велосипеда.
Итальянские евреи в наши дни [↑]
По окончании войны возродилась легальная деятельность Итальянской сионистской федерации и других еврейских организаций. Евреи также вновь получили доступ к участию в политической и культурной жизни Италии.
В больших городах республики — Риме, Милане, Флоренции, Триесте — где существуют сравнительно крупные еврейские общины, значительная часть евреев сохраняет связь с еврейской традицией и культурой и обладает, в той или иной степени, национальным самосознанием.
В молитве итальянские евреи придерживаются особого литургического канона — НусахИталия (минхаг Итальяни), так как до последнего времени большая часть итальянских евреев не причисляла себя ни к ашкеназам, ни к потомкам сефардов, однако, надо сказать, что на территории Италии уже много лет мирно сосуществуют общины и тех, и других, и третьих.
В 2000 г. еврейское население Италии составляло ок. 32 000 человек, но оно постоянно уменьшается за счет интенсивной ассимиляции. Особенно быстро ассимилируются евреи в мелких итальянских городах и общинах. Процент смешанных браков в Риме выше 40%.
В современной Италии активно действуют разные еврейские организации — международные и итальянские. Существует система еврейского образования.
Италия была одной из первых стран, в которой Государство Израиль учредило дипломатическое представительство (поддерживающее контакты и с Ватиканом).
В последние десятилетия в Италии активно распространяются антисемитские идеи. Антисемитские взгляды выражают, с одной стороны, многочисленные правые группы и организации, включая профашистские партии, представленные в парламенте страны. С другой стороны, левые круги активно выступают с позиции «антисионизма» и поддержки «справедливой борьбы палестинского народа». Во время Ливанской войны, как и во время первой интифады, а также «интифады ал-Акса», в Италии большинство средств массовой информации во всем обвиняли Израиль.