Из цикла «Хроника поколений», темы: Элиша, Война, Пророчество, Чудеса, Пророки, Александр Кац, Власть
Пророк Элиша бен Шафат (אלישע, он же пророк Елисей. По одной из версий, ум. 3109 году /651 г. до н.э./) — пророк в период Первого Храма.
Происходил из колена Гада, жившего на восточном берегу Иордана (Седер адорот 3043).
По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души праведного Йосефа (см.). Вместе с тем, в нем были «искры душ» сыновей первосвященника Аарона (см.) — Надава и Авиу (там же).
Был учеником пророка Элияу (см.) и получил от него посвящение в пророки (Зоар хадаш, Рут 82г; Седер адорот 3043). Следуя прямому повелению Творца, Элияу избрал Элишу своим духовным преемником (I Мелахим 19:16-21).
В 3047 году /713 г. до н.э./ Элиша перешел со своим наставником на восточный берег Иордана, где Элияу разъяснил ему величайшие тайны, связанные с Сотворением мира и Б-жественным управлением Вселенной. Затем Элиша стал свидетелем того, как его наставник «был вихрем вознесен в небо», — на земле остался только плащ Элияу. Элиша в скорби разодрал на себе одежды. Возвратившись к Иордану, он ударил по воде подобранным плащом своего наставника, и вода расступилась перед ним, как прежде расступалась перед Элияу. Увидев это, ученики, ожидавшие Элишу недалеко от берега, сказали: «Дух Элияу покоится на Элише». Они вышли ему навстречу и склонились перед ним до земли (II Мелахим 2:8-15, Радак и Мальбим; ИТ, Брахот 5:1; Седер адорот).
Ближайший ученик Элияу — Йона (см.) — стал учеником Элиши. Позднее Элиша посвятил его в пророки (Сифрей зута, Бемидбар 14:1; Седер адорот 3055).
Элиша предсказал множество важных для всего народа событий — в частности, победу объединенной армии Израиля и Йеуды над войском Моава (II Мелахим 3:5-27). Во время войны Израиля с арамейцами он, благодаря своему совершенному ясновидению, не раз предупреждал царя Израиля о перемещении войск противника. Царь Арама решил, что в его окружение проник израильский соглядатай. Но один из советников объяснил ему: «Нет такого лазутчика, господин мой царь. Это Элиша, пророк Израиля, передает царю Израиля даже те слова, которые ты говоришь в своей спальне». Тогда царь Арама выведал, что Элиша находится в городе Дотане, и послал большой отряд, чтобы окружить город и схватить пророка. Но по просьбе Элиши Творец поразил весь отряд ослеплением. А Элиша, как поводырь, привел их из Дотана в столицу Израиля Шомрон (Самарию), где располагалось многочисленное войско израильтян. Там арамейцам было возвращено зрение. По просьбе Элиши их не убили, а накормили и отпустили (там же 6:8-23).
А когда огромное войско арамейцев осадило Шомрон, Элиша предсказал скорый конец осады. В тот же день арамейцы в панике бежали, ошибочно заключив, что на помощь израильтянам идут несметные полчища хеттов и египтян (там же 6:24-7:20).
Элиша повторил чудо своего наставника Элияу, оживив умершего ребенка, бездыханное тело которого уже успело остыть (там же 4:18-37). А в дальнейшем он излечил от проказы арамейского полководца Наамана, который вынужден был признать: «Понял я, что нет Б-га на всей земле, а только у Израиля» (там же 5:1-15).
Элиша выполнил ряд поручений, данных Творцом его наставнику Элияу на горе Синай. В дни болезни арамейского царя Бен-Адада Элиша пришел в его столицу Дамаск и предсказал одному из его полководцев Хазаэлу, что тот воцарится. По замыслу Творца, Хазаэл был призван стать бичом, карающим народ Израиля за идолопоклонство. Поэтому при встрече с Хазаэлом Элиша отвернулся от него и заплакал. А на недоуменный вопрос Хазаэла пророк ответил: «Я знаю, какое зло ты причинишь сынам Израиля: их крепости ты предашь огню, их юношей умертвишь мечом, а младенцев размозжишь». На следующий день Хазаэл задушил Бен-Адада и воцарился вместо него (II Мелахим 8:7-15; Седер олам раба 18).
После этого, в 3055 году /705 г. до н.э./, Элиша направил своего ближайшего соратника пророка Йону, чтобы помазать на царство над Израилем полководца Йеу, сына Нимши. Это тоже стало выполнением поручения, полученного Элияу на Синае и переданного Элише. Сразу после помазания Йеу составил заговор против правящего в Израиля царя Йеорама, сына Ахава. Он истребил весь род Ахава, и также уничтожил все капища Бааля в Израиле, как и было предречено Б-гом пророку Элияу (II Мелахим 9:1-10:28, Раши и Мальбим; Седер олам раба 18; Седер адорот). Но и Йеу продолжил служить тельцам, установленным первым царем Израиля Яровамом. А вскоре на страну напал арамейский царь Хазаэл и захватил земли трех колен Гада, Реувена и Менаше, живущих к востоку от Иордана (II Мелахим 10:32-33).
Более шестидесяти лет Элиша пророчествовал в Израиле и сделался одним из величайших его пророков (Седер олам раба 19; Бемидбар раба 14:18). У него было более двух тысяч учеников (Ктубот 106а), в том числе и первосвященник Иерусалимского Храма Йеояда (см.). В том же, 3055 году, Элиша посвятил его в пророки (Рамбам, Аяд Ахазака, Акдама; Седер адорот). А в 3090 году /670 г. до н.э./ он посвятил в пророки своего близкого ученика Ошею (см.) (Седер адорот).
В дни своей последней болезни Элиша предсказал навестившему его царю Израиля Йоашу, внуку Йеу, три крупных победы над арамейцами (II Мелахим 13:14-19). И вскоре после смерти Элиши, последовавшей в 3109 году /651 г. до н.э./ (там же 13:20; Седер адорот), сбылось и его последнее пророчество: царь Йоаш трижды разбил арамейцев и возвратил ряд израильских городов (II Мелахим 13:25).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю