Заповедь отделения халы
Хала — у этого слова есть 2 значения. Наиболее распространенное — так называют традиционный еврейский плетеный хлеб, который выпекают для субботних или праздничных трапез. Обычно еврейские хозяйки готовили хлеб-халу из сдобной пшеничной муки, в последнее время стали популярны также халы из ржаной, «цельной» муки и т.д. Однако, изначально словом «хала» называется часть (кусочек) теста, которую заповедано отделять в качестве возношения («трумы») Вс-вышнему. Во времена Храма отделенная от теста хала передавалась священникам-коэнам.
Оглавление
Заповедь отделения Халы [↑]
Заповедь отделения халы была дана евреям в пустыне и вступала в силу, когда они войдут в Землю Израиля.
Сказано в Торе (Бамидбар, 15:17-21): «И говорил Г-сподь Моше так. Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас, То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение (труму) Г-споду. (От) начатка вашего теста халу (хлебный пирог) возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших».
Слова «от начатка» выражают мысль о том, что первое, что мы делает с тестом — это даем труму в знак благодарности Вс-вышнему за Землю и за пропитание, которое Он дает нам. Эта заповедь подобна заповеди отделения десятин от плодов Земли Израиля (также см. «Трумот и маасрот»). В обоих случаях продукты можно есть только после отделения от них положенных частей.
Когда существовал Храм, отделенный кусочек теста отдавали коэну-священнослужителю, как сказано выше. В настоящее время коэны (как и все остальные евреи) находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нечистоты от прямого или опосредованного соприкосновения с мертвым (очиститься от нее можно будет только во времена Машиаха) — и не могут есть «халу». Ее необходимо уничтожить — сжечь или выбросить, завернув таким образом, чтобы никто не мог ею воспользоваться.
Хала — заповедь из Торы и от мудрецов [↑]
Заповедь отделения халы — повелительная заповедь из Торы. Однако, в Письменной Торе она дана только в отношении Земли Израиля и только при условии, что там находятся все евреи. Мудрецы же постановили исполнять эту заповедь всегда и в любом месте, чтобы она не забылась.
В Торе также не указан минимальный размер отделяемого теста (по объяснению Раши, на это указывают слова «как возношение с гумна, так возносите его» — относительно этого вида трумы также не было указано количество). Однако, наши мудрецы установили количество в размере 1/24 (ок.4%) для частного лица и 1/48 (ок.2%) для профессионального пекаря (см.Раши к Бамидбар, 16:20).
Мудрецы указали также, из какого минимального количества муки должно быть приготовлено тесто, чтобы можно было отделить от него халу, и когда выполнить заповедь отделения халы можно с благословением, а когда это делается без него (см. об этом ниже).
Существует отличие в выполнении заповеди отделения халы в Земле Израиля и вне ее. Если вне Земли Израиля перед субботой или праздником сделали выпечку и забыли отделить халу, то можно есть то, что испекли. Необходимо только оставить небольшой кусок, от которого нужно отделить халу уже в будний день (в субботу и праздник отделить ее нельзя).
В Земле Израиля, напротив, запрещено есть такую выпечку. Надо подождать до конца субботы (праздника), отделить халу, и только тогда разрешено будет есть выпечку.
Законы отделения халы [↑]
Заповедь отделения халы распространяется на тесто, сделанное из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, полбы и овса. При этом тесто не должно быть жидким.
Если количество используемой муки составляет примерно 1600 г (по мнению Хазон Иша — 2250 г), то перед отделением говорится благословение: «…Который освятил нас Своими заповедями и заповедал отделять халу». При количестве муки от 1200 до 1600 г хала отделяется без благословения.
Не нужно произносить благословение, если из теста собираются не печь что-либо, а варить или жарить. Отделив кусок теста (обычно размером в кулак), произносят: «Вот хала!» («Иней хала!»).
Если не отделили халу от теста, можно отделить ее от готовой выпечки. Этим правилом, в частности, пользуются при изготовлении мацы на праздник Песах. Весь процесс выпечки мацы, начиная от добавления воды в муку и кончая помещением теста в печь, должен занять не больше 18 минут, иначе тесто заквасится и не будет пригодно для употребления в Песах. Поэтому замешивают небольшие порции теста и сразу же выпекают, а халу отделяют от готовых изделий.
Если пекут несколько видов выпечки, и среди них есть такие, для которых использовано недостаточное для отделения халы количество муки, разные куски теста (или готовую выпечку) можно объединять. Тогда от всего количества можно отделить один кусочек халы. Чтобы объединить разные порции теста или выпечки, достаточно положить их в одну миску или на одну скатерть и прикрыть сверху той же скатертью. Этим опять-таки пользуются при в отношении пасхальной мацы.
Не все виды теста или выпечки можно объединять. Эти законы достаточно сложны, и в конкретной ситуации нужно посоветоваться с раввином.
Заповедь отделения халы возложена на женщину, хозяйку дома. Только в случае ее отсутствия по ее поручению это может сделать кто-нибудь другой. (Законы отделения халы см. также на сайте —Кицур шульхан арух и книгуХлеб, огонь и вода).
Женщина и отделение халы [↑]
Отделение халы — одна из трех заповедей, возложенных именно на женщину, наряду с зажиганием субботних свечей и соблюдением законов чистоты семейной жизни. Более того, эти заповеди настолько важны, что, по мнению мудрецов Талмуда, за пренебрежение ими женщины умирают при родах (трактат Шабат, 32А).
Значение этих заповедей состоит в том, что они призваны исправить грех Первой женщины — Хавы. До греха (т.н. «первородный грех») Первый человек считался как бы «Халой мира»— святой его частью, которую отделил сам Вс-вышний. После греха Адам и Хава стали смертными, а смерть и приносит с собой «туму» — ритуальную нечистоту. Таким образом, оставаться «халой мира» было уже невозможно (ведь «хала» связана с понятием «ритуальной чистоты»). Первая женщина вмешалась в структуру мироздания и нарушила ее. Поэтому отделение халы служит напоминанием о поступке Хавы и его исправлением: женщина отдает лучшее («начаток») от созданного ее руками, причем изначально, во времена Храма, она отдавала «чистую» халу коэну, т.к. такая хала имела статус «святыни» (подробнее об этом см. на сайте).
Отделение халы — источник благополучия [↑]
Сказано в книге Йехезкель (44:30): «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем».
Мудрецы говорят, что выполнение этой заповеди приносит в дом благословение и достаток, является сгулой на крепкое здоровье в этом мире и на жизнь в Будущем мире, помогает одинокому человеку найти себе пару, а также является верным средством для облегчения родов.
Существуют специальные молитвы, которые произносятся на разных стадиях приготовления теста. Особый смысл имеет совместное отделение халы, когда женщины, выполняя эту заповедь, молятся за тех, кому необходимо исцеление, кто не может найти себе пару, за тех, у кого нет детей и т.д.