Темы: Аризаль, Зоар, Виленский Гаон, Шавуот, Еврейский календарь, Изучение Торы, Яков Шуб, Магид из Дубно
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСлышал, что в ночь на Шавуот не спят и всю ночь учат Тору. А что надо учить?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, существует обычай не ложиться спать в ночь праздника Шавуот, посвящая ее всю изучению Торы. Есть объяснение: мы так поступаем, чтобы «исправить» поведение наших предков, которые проспали всю ночь и не были готовы вовремя к Синайскому откровению (Мидраш Шир а-Ширим 1:56).
Упоминание в книге Зоар
Этот обычай упоминается также в книге Зоар (Эмор 98а). Там даже описывается награда, которая ожидает того, кто изучает Тору в эту ночь. Он получает семьдесят благословений Свыше и увенчивается особой Небесной короной. Его имя также записывается в особую Книгу Памяти (Сефер а-Зикарон).
Великий мудрец-каббалист Аризаль пишет в Шаар Каванот: тот, кто не спит и учится в эту ночь, может быть уверен, что доживет до конца года. Хофец Хаим приводит это обещание в своем комментарии Мишна Брура (494:1).
Что учить?
Существует специальный сборник, составленный Аризалем, для изучения в ночь Шавуота, его называют Тикун лейл Шавуот. Он содержит отрывки из всех частей Письменной и Устной Торы.
Среди галахических авторитетов существует спор, насколько важно изучать именно этот сборник. Одни полагают, что следует изучать именно его (Шла, Хида), другие считают, что он предназначен только для простых людей, которые неспособны к углубленному изучению, поэтому тот, кто может учиться, должен изучать Талмуд, Мишну и т.п. (Хок Яаков).
На практике многие члены сефардских и хасидских общин придерживаются обычая изучать именно этот сборник.
В отличие от них, члены литовских общин стараются в эту ночь более глубоко изучать Талмуд и Мишну. Ученики ешив обычно не разъезжаются на этот праздник по домам, они остаются в ешиве и продолжают заниматься текущим учебным материалом и в эту ночь.
История с Виленским Гаоном
Рассказывают интересную историю о том, как Виленский Гаон учился в ночь Шавуота. Как ни странно, Гаон посвящал эту ночь именно изучению Тикуна. Однажды он спросил своего товарища Магида из Дубно: почему тот не поступает так же, а учит Талмуд? Магид из Дубно, часто использовавший в своих объяснениях притчи и сравнения, ответил на это так:
«Жил-был один богач, который выдал замуж свою дочь. Он хотел, чтобы зять не зависел от него, и предложил ему начальный капитал для открытия любого дела, которое тот пожелает.
Молодой человек решил открыть магазин по продаже ковров и ковровых покрытий.
После нескольких месяцев напряженной работы молодой предприниматель пригласил тестя на открытие магазина и предоставил ему право быть первым покупателем.
Магазин был красиво оборудован и заполнен рядами стендов с образцами разнообразных ковровых покрытий.
Когда богач, наконец, выбрал то, что ему понравилось, и спросил о цене, зять заявил, что это будет стоить 5 рублей. Богач очень удивился такой низкой цене и переспросил. Зять настаивал на своем и объяснил тестю, что именно так — данный кусочек ковра стоит 5 рублей. Удивлённый богач стал объяснять, что ему нужен не этот кусочек-образец, а целый ковер. Пока, наконец, не выяснилось, что незадачливый предприниматель ничего не понял в этом бизнесе и собирался торговать кусочками-образцами, не позаботившись о том, чтобы заполнить склад настоящими коврами.
Ты, Виленский Гаон, — сказал Магид из Дубно, — владеешь всей Письменной и Устной Торой, поэтому тебе маленькие отрывки из Тикуна напоминают о том “товаре”, который есть на “складе”, а мой, “склад” не ломится от товаров, поэтому отрывки из Тикуна мне не помогут».
Заключение
Талмуд (Авода Зара 19а) говорит, что человек лучше всего учится тому, к чему лежит его сердце. Поэтому, понимая важность изучения Торы в эту ночь, каждый должен выбрать то, что ему больше по душе, будь то Тикун или другие части Торы.
С уважение, Яков Шуб
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Ицхак Зильбер
Переход от праздника Песах к празднику Шавуот. Получение Торы.
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону