Темы: Тора с комментарием Раши, Жертвоприношение, Рав Яков Гельфман, Союз с Б-гом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин! Несколько раз в Священном Писании мы встречаем упоминание о завете соли. Где можно более детально узнать о том, что это такое? Например,(Ваикра 2, 13) «И всякую жертву твоего приношения хлебного солью соли, и не оставь без соли, завета Б-га твоего, хлебного твоего приношения; при всякой жертве твоей приноси соль». Большое спасибо.
Здравствуйте!
Завет соли или соль завета?
Комментаторы указывают на три основных упоминания «завета соли».
Одно — то, которое Вы приводите в своем вопросе (Ваикра 2, 13). Второе — в книге Бемидбар, в разделе Корах (18, 19), там речь идет о частях жертв, обещанных потомкам Аарона (коэнам — священникам) «заветом соли». Третье — обещание царю Давиду и его потомкам царства навеки — «заветом соли» (Диврей а-Йамим II, 13, 5).
Но между этими упоминаниями существует различие. Если в нашем стихе сказано «соль завета» (сначала «соль», а потом «завет»), то в двух других сказано «завет соли».
В чем же тут соль?!
В принципе, понятно. Ведь в первом стихе речь идет именно о соли (которая необходима при жертвоприношениях), поэтому она «соль завета». А в двух других местах речь идет о завете (который а-Шем заключает с Аароном и Давидом), и это завет не простой, а «завет соли».
Как завет связан с солью?
Комментаторы объясняют: одно из основных свойств соли — способность сохранять, консервировать. С ее помощью консервируют продукты, и земля, посыпанная солью, не дает урожая, то есть сохраняется в прежнем состоянии (рав Шимшон-Рэфаэль Гирш). Поэтому, когда Творец хочет заключить союз, который не будет изменен, не будет подвержен тлению и гниению, Он заключает его «солью». То есть этот завет как бы «засолен», «законсервирован», неизменен.
А почему соль необходима при жертвоприношениях?
Ибн-Эзра говорит, что это объясняется другим свойством соли, а именно — придавать вкус еде. Пресная пища не вкусна человеку, поэтому не подобает приносить такую жертву Б-гу. И поэтому Творец предписал приносить жертвы с солью.
Хорошо, но при чем тут завет, спросите Вы?
И еще: получается, что это два совершенно разных понятия (завет соли и соль завета). Существует ли смысловая связь между ними, или это просто игра слов?!
Рамбам объясняет: так как Творец предписал всегда приносить жертвы с солью, именно соль стала символом завета вообще. Как нерушим завет о жертвоприношениях с солью, так нерушим будет союз, заключенный с Аароном и Давидом. Согласно этому объяснению, «завет соли» — это тот самый завет о жертвоприношениях с солью.
Можно объяснить и по-другому. Соль завета — это соль, которой заключают заветы, союзы. Согласно этому объяснению, соль необходима при жертвоприношениях еще и потому, что ею Творец будет заключать союз царства и священства. Так считает великий Йонатан, сын Узиэля (ученик Иллеля, переведший Тору на арамейский язык).
Кто-то удивится: «И это все? Не хватает здесь какой-то соли!» А более сведущие спросят, почему автор не приводит в первую очередь объяснение Раши.
Здесь мы подходим к самому интересному. Ведь до сих пор (до главы Ваикра) Тора нигде не упоминала о каком-либо завете, связанном с солью, как же тут она говорит о нем, как о чем-то само собой разумеющемся? Объясняют мудрецы (которых цитирует Раши): Тора здесь намекает на завет, заключенный при сотворении мира. Так как вода была разделена во второй день творения, то есть «отдалена» от Творца, обещал Он ей, что это только на время (до полного исправления мира). И даже в этом мире она будет возвращаться к Нему через жертвоприношения в виде соли, которая добывается из воды. Это показывает нам, что и наша душа, отдаленная в этом мире от Творца, стремится вернуться к Нему несмотря на все преграды.
Более того, сама природа соли, добываемой из воды с помощью иссушения (то есть силой огня), как бы свидетельствует о Нем, Соединяющем противоположное — огонь и воду (как в казни огненным градом в Египте). Это и есть, по мнению А-Ктав вэ-а-Кабала, тот «удивительный» Б-жественный союз, о котором говорит Тора, союз противоположностей. Соль нужна при жертвоприношениях еще и поэтому: она показывает, что мы служим Единому Создателю, а не различным силам, божкам.
И еще один нюанс. В Талмуде сказано, что даже если жертвоприношение личное, соль должна быть обязательно из общественной казны. Это показывает, что любое желание, даже самое святое, должно быть сверено с эталоном Торы, полученной общиной Яакова, неизменной, как соль. Потому что в мире меняются только декорации (раньше ездили на лошадях, теперь летаем на самолетах), но суть, душа не меняется.
С уважением Яаков Гельфман
(Основные источники и авторы: трактат Менахот 21, Раши, Рамбан, Ибн-Эзра, Рабейну Бахье, А-Ктав вэ-a-Кабала, Рав Шимшон-Рэфаэль Гирш).
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Авраам Коен
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Александра Сторожук
Мёртвое море — это один из самых солёных водоёмов на Земле, солёность составляет 300—310 ‰, в некоторые годы до 350 ‰. Для сравнения в Средиземном море этот показатель составляет 39 ‰.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону