Темы: Косметика, Татуировки, Скромность, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли женщинам делать рисунки хной на коже рук, кистей или голени, которые стираются через 2-3 недели? В.
Уважаемая В.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Запрещено появляться в общественном месте с такими рисунками.
Давайте разберем вопрос подробнее. Чтобы ответить на него, необходимо понять два момента. Во-первых, надо понять, является ли нанесение краски на кожу, рисование на коже, созданием татуировки. Во-вторых, можно ли, с точки зрения скромности, появляться с такими рисунками в общественном месте.
Запрет татуировки
О смысле и причинах запрета татуировки мы уже говорили раньше («Как иудаизм относится к татуировкам?»). Поэтому сейчас давайте вкратце остановимся на том, какие именно действия относятся к этой категории. В Гемаре (Макот 21а) сказано, что запрет татуировки нарушается, только если совершены два действия: кожа надрезана и надрез заполнен краской. Ахароним (галахические авторитеты поздних времен) приходят к заключению, что не имеет значения, в каком порядке были совершены эти действия — сначала сделали надрез, а затем заполнили его краской, или наоборот. В обоих случаях нарушается запрет Торы (Байт Хадаш, Сифтэй Коэн на Йорэ Дэа 180:1).
Поэтому внесение глубоко под кожу красящего пигмента, который остается навсегда, иными словами, обычная татуировка, запрещается Торой. Внесение краски в менее глубокие слои кожи, когда краска в результате регенерации кожи исчезает в течение нескольких лет, так называемый перманентный макияж, так же запрещается, как минимум, мудрецами, а по некоторым мнениям это тоже запрет Торы, о чем мы подробно писали раньше (см. предыдущую ссылку).
Возникает вопрос: разрешено ли совершить только одно из указанных действий, а именно: сделать надрез, не заполняя его краской, или нанести краску, не надрезая кожу. Понятно, что вопрос заключается только в том, будет ли это запрещено мудрецами. Ведь, чтобы нарушить запрет Торы, необходимо, как было сказано, совершить оба действия.
Мнения ришоним (галахических авторитетов ранних времен) в отношении того, запрещено ли мудрецами делать надрез, не заполняя его краской, или выжигать что-либо на теле каленым железом, разошлись. По мнению Роша (Гитин 20 б) и Меири такого запрета нет. А Тосафот (Гитин 20 б) полагают, что это запрещено мудрецами.
А вот наносить краску без надреза, тем более, если краска не останется на долгое время, не запрещено, т.к. само по себе такое действие не похоже на нанесение татуировки. Так считают современные галахические авторитеты Рав Хаим Каневский (Патшеген а-ктав — книга, посвященная запрету татуировки; гл.18) и Рав Шмуэль Вознер (респонсы Шевет а-Леви 3:111).
Кроме того, известно, что раньше было даже принято окрашивать руки краской для красоты, как следует из респонса Рашба. Он рассматривал вопрос, отделяет ли в данном случае краска кожу от воды при окунании в микву, не создает ли преграду — хацицу (приводится в Шулхан Арухе, Йорэ Дэа 198:17). А в наше время известен обычай «Хина», распространенный у йеменских евреев: перед свадьбой окрашивают хной кисти и ступни жениха и невесты.
Получается, что такое окрашивание не является татуировкой и по законам о татуировке запрещено быть не может.
Правила скромности
Как известно, еврейская Традиция призывает мужчин и женщин следить за своей внешностью и всегда выглядеть достойно. Наша Традиция также требует скромности — но не для того, чтобы «скрыть красоту», а для того, чтобы направить красоту и привлекательность в правильное русло. Поэтому, в соответствии с правилами скромности, мы не носим броскую одежду и аксессуары, которые особенно притягивают к себе внимание. Кроме того, зачастую ношение такой одежды и аксессуаров может привести к нарушению запретов другими людьми. Ведь, как говорит Рамбам (Исурей Бийя 21:2), мужчине запрещено наслаждаться даже видом мизинца женщины, которая ему запрещена. В таком случае, одеваясь нескромно, можно нарушить запрет лифней ивер — «помещать препятствие перед слепым», т.е. предоставлять другому человеку возможность совершить нарушение.
Поэтому, безусловно, запрещено появляться в общественном месте с такими рисунками (если их видно), поскольку они непременно привлекут к себе внимание.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
И ещё — перманентный макияж запрещён?
Рав Бенцион Зильбер
Что предписывает Тора?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Какое отношение к татуировкам в Иудаизме и к евреям, которые их уже сделали?
Рав Реувен Куклин
является ли "пирсинг" запрещённым для еврея
Хана Лернер
Можно ли девушке с татуировками выходить на шидух? А если это будет мешать конкретному молодому человеку? Сводить ли татуировки? Ошибки, совершенные в статусе «плененного ребенка», не засчитываются?
Рав Реувен Куклин
Рав Яков Шуб
Есть какие-то правила насчет ношения звезды Давида? Иудеи носят магендовид — как христиане крестик? Какой формы был щит царя Давида? Что на нем было изображено? Почему лучей именно шесть? Что еврею надо делать кроме ношения магендовида?
Рав Давид Кантарович
Нанесение татуировки запрещено так же и как «нееврейские обычаи»: в дни дарования Торы делать татуировки различного содержания было принято во всём мире
Рав Элиягу Вугенфирер
Подробный разбор запрета Торы о нанесении татуировки и его актуальность в наши дни
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону