Темы: Дурное начало, Испытание, Обман, Тора и бизнес, Изучение Торы, Рав Яков Шуб, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Я довольно давно соблюдаю заповеди, но у меня есть одна большая проблема. Я занимаюсь бизнесом в сфере торговли, и иногда получается, что поступаю, мягко говоря, не совсем честно. Я понимаю, что так делать нельзя, но иногда очень тяжело сдержаться. Помогите мне! Как перестать обманывать покупателей?
Большое спасибо за откровенное письмо. На самом деле первый шаг к решению своей проблемы Вы уже сделали. То, что Вы признаете, что поступаете нечестно в бизнесе и стремитесь исправить свое поведение, является хорошей основой для достижения успеха.
Интересно, что к подобного рода проблемам уже более 150 лет назад обращался основоположник движения Мусар Рав Исраэль Салантер (Ор Исраэль, письмо 7). Зачастую, когда человек стоит перед каким-либо испытанием и ему необходимо сделать правильный выбор, его единственным оружием является страх перед Небесами. Иными словами, когда человек понимает, что в этом мире требует от него Всевышний, а также понимает, что за свои действия он получит награду или будет наказан, в соответствии с этим он принимает решение. Проблема заключается в том, что невозможно полагаться только на страх перед Небесами. Дурное начало гораздо «ближе» и слишком хорошо знает сущность человека. И поэтому, как Вы сами убедились, с легкостью может найти способ обвести его вокруг пальца. Бывает и так: человек в принципе понимает, что поступает неверно, сожалеет о содеянном, но все равно не в состоянии пересилить себя.
Как же выйти из этого замкнутого круга? Рав Исроэль Салантер предлагает нестандартное решение — изучение Торы. А точнее, изучение именно того раздела Торы, с которым у нас возникают проблемы. В Гемаре (Кидушин 30 б) сказано, что Всевышний обращается к еврейскому народу и говорит: «Дети мои, Я создал дурное начало, Я же создал и лекарство от него — Тору». Там же сказано: «Если на тебя напало дурное начало — тащи его в Дом учения». Тора бесконечна и многогранна, и изучение любого её раздела оказывает положительное влияние на человека. Но если у человек есть какая-то конкретная проблема, то для ее решения, чтобы «лечение» было наиболее эффективным, желательно изучать именно тот раздел Торы, который занимается этой темой. Т.е., если у человека проблемы с соблюдением субботы, он должен изучать законы субботы. Если человеку тяжело соблюдать кашрут, он должен изучать законы кашрута. Соответственно, тот, кто занимается бизнесом, должен изучать раздел Хошен Мишпат, где речь идет о законах купли-продажи, запрете воровства, о взаимоотношениях с наемными рабочими и т.п.
При этом необходимо стараться, чтобы изучение было максимально углубленным. Желательно выбрать отдельную тему, начать ее изучение с Гемары, далее — комментарии мудрецов ранних и поздних поколений и, наконец, изучить, как данный закон приводится в главном кодексе еврейского Закона — Шулхан Арухе. И, безусловно, какое практическое применение он имеет в современном мире.
Таким образом, во-первых, человек получает представлению о том, что разрешено и запрещено, что само по себе немаловажно. Но, что нас больше интересует, когда он углублённо изучает эту тему, постоянно задаёт вопросы, обдумывает и рассматривает каждый закон с разных сторон, в конечном итоге эта тема как будто становится частью его души. Соответственно, когда в очередной раз он будет стоять перед выбором, ему не надо будет полагаться только на страх перед Небесами. Сейчас принять правильное решение будет для него легко и естественно, ведь теперь это стало частью его сущности.
Пусть Всевышний поможет Вам вести свой бизнес честно в соответствии с законами Торы.
С уважением, Яков Шуб
P.S.:
Кстати, у нас на сайте в программе Талмуд онлайн есть возможность изучать интересующие Вас разделы Торы с индивидуальным преподавателем.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону