Шалом! Живу в России, Дальний Восток. Расскажите, в чем разница между кошерными и некошерными, еврейскими и нееврейскими продуктами. Сейчас все производственное молоко, кефир, ряженка, сметана, творог, СЫР — не говоря о всяких йогуртах (т.к. там, может, что-то добавляют, в чем может быть проблема) — есть такое, как еврейское и нееврейское молоко с экшером, а есть без кашрута. Но, по определению, вроде как принцип производства ОК. Так вот, в чем разница, еврейское или не еврейское? Понятно, что нееврейское — там нет мошгиаха и там, вроде как, с производством все ОК. Но все же? Если нееврейское это некошерное, так, значит, нееврейское никому нельзя!!! Но есть те, кто это кушает? Жена у меня беременна сейчас, и вот мы задумались.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Для начала, необходимо определить: какие продукты разрешено употреблять в пищу? Существуют два ограничения. Во-первых, запрещено употреблять некошерную пищу. Существуют многочисленные законы кашрута, многие из которых выводятся напрямую из Торы. Во-вторых, мудрецы запретили употреблять некоторые продукты, приготовленные неевреем, даже если с их кошерностью нет проблем.
Попробуем вкратце объяснить эти понятия:
1. Как влияет кошерное питание на жизнь человека? Пища, которую человек ест, оказывает на него огромное влияние, как физически, так и духовно. При правильном использовании она может поддерживать в нас жизнь и придавать необходимые силы и энергию. В противном же случае она может сделать нас больными и несчастными, а иногда даже сократить жизнь.
Стремление утолить голод является фундаментальным инстинктом, общим для всех живых существ. По большому счету оно символизирует все остальные человеческие желания и вожделения. Утолить голод — естественное желание, а естественные желания могут быть непреодолимыми и становятся разрушительными, выходя из-под контроля. Поэтому необходимы определенные ограничения.
Процесс питания является чем-то более значительным, чем просто поглощение пищи. Если человек ест правильно (что включает в себя гораздо больше, чем просто соблюдение правил этикета), это оказывает положительное влияние на его характер и личность. Стремление утолить голод, как было сказано выше, является основополагающим инстинктом. И когда человек находит в себе силы не потакать ему, а прежде спросить: «Допустимо ли употребление этого продукта в пищу? Содержит ли он запрещенные вещества? Какое благословение произносят перед тем, как его есть?», он приучает себя думать прежде, чем действовать.
Если человек делает это достаточно долго, то вся его природа, в конечном счете, изменяется в лучшую сторону: на смену спонтанным и импульсивным действиям приходит взвешенное, размеренное поведение. В этот момент человек принимает на себя ответственность и начинает контролировать свои повседневные действия вместо того, чтобы просто плыть по течению жизни на автопилоте.
Тот, кто живет по Торе и учится преодолевать свои желания, чтобы выполнить волю Вс-вышнего, в конечном итоге научится также откладывать исполнение своих желаний ради потребностей других людей и, таким образом, станет более совершенным человеком, менее эгоистичным и жадным.
Понятие святости является фундаментальным в иудаизме. Приближение к святости, как правило, начинается с физических действий. Кашрут является своего рода парадигмой всей святости. Соблюдение кашрута помогает простой физический акт приема пищи поднять на более высокий, духовный уровень.
2. Что же касается запрета мудрецов употреблять некоторые продукты, приготовленные неевреями, то он распространяется на нееврейский хлеб, молоко, вино, а также продукты, которые сварены неевреями. Следует отметить, что эти законы довольно непростые, в них много деталей и исключений, которые невозможно разобрать в рамках данного ответа. Поэтому с конкретными практическими вопросами следует обратиться к раввину.
Почему мудрецы установили эти запреты? Общая причина — желание обеспечить обособленное существование еврейского народа и оградить его от опасностей: употребления некошерной пищи и ассимиляции. История показывает, что попытки стереть границы, отделяющие евреев от других народов, не приносят добра ни самим евреям, ни их соседям. Мудрецы понимали, что еврейский народ может выполнить свое предназначение в этом мире только при сохранении своей уникальности — что не мешает оставаться в хороших отношениях с соседями.
Поскольку, как сказано, эти ограничения были установлены мудрецами, в некоторых ситуациях, для людей, находящихся в стесненных обстоятельствах были предусмотрены определенные послабления. Например, если невозможно достать хлеб, испеченный евреем, то, поскольку хлеб является жизненно важным продуктом, разрешается использовать хлеб, выпеченный в нееврейской пекарне на продажу (при условии, что не существует других проблем с его кошерностью), так называемый пат палтер (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 112:2). Некоторые галахические авторитеты разрешают использование молока, надоенного неевреями, в странах, где существует строгий государственный контроль за качеством продукции и исключена возможность подмешивания молока некошерных животных (Игрот Моше, Йорэ Дэа 1:47—49, см. также Хазон Иш, Йорэ Дэа 41:1). Хотя не все согласны с этим решением, многие полагаются на него, когда речь идет о детях и роженицах (Тшувот вэ-анагот 1:441, от имени Хазон Иша).
Читайте об этом также Кашрут в странах СНГ. Молоко и молочные продукты
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Моше Пантелят
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Яков Шуб
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону