Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли употреблять обычное молоко в бывшем СССР?

Можно пить молоко только если оно было надоено самим евреем или, по крайней мере, в его присутствии. Так постановили древние мудрецы, опасавшиеся, что нееврей может подмешать в молоко коровы запрещенное молоко верблюдов, лошадей или свиней. В этом вся суть постановления. Но с тех пор, как оно вошло в силу, запрещено любое нееврейское молоко, даже в тех случаях, когда возможность подмешивания кажется маловероятной. Такое расширение закона соответствует талмудическому принципу «ло плуг рабанан» — не делят мудрецы (закон на частности); что означает: принимая новое постановление, учителя старались, чтобы формулировка была простой, чтобы это постановление не дробилось на подпункты и чтобы каждое изменение ситуации не влекло за собой его изменений. Поэтому даже в тех местах, где нет верблюдов и где никто не слышал про целебные свойства кумыса, еврей все же должен присутствовать при дойке, если хочет отведать молока.

Согласно мнению крупнейшего авторитета прошлого поколения рава Моше Файнштейна, в странах, осуществляющих жесткий государственный контроль над производством молока (когда нарушители несут наказание), можно разрешить нееврейское молоко за неимением другого. В таких условиях, хотя мы и не присутствуем при дойке коровы, все же для нас бесспорно, что фермеры не станут добавлять в коровье молоко ничего, что запрещено по закону государства. Скорее всего, подобной ситуации указанный запрет мудрецов не касается. Некоторые современные раввины утверждают, что разрешение рава Файнштейна можно распространить и на страны СНГ. Но беда в том, что в свое время большинство авторитетов не согласились с равом Файнштейном, требуя физического присутствия еврея при дойке даже в странах, где ведется самый строгий государственный контроль. И лишь в одном пункте все законодатели согласны: в упомянутых странах можно разрешить нееврейское молоко детям, поскольку молоко для них — жизненная необходимость.

На практике достаточно много соблюдающих Тору евреев полагаются на разрешение рава Файнштейна, но те, что придерживаются более строгого мнения, покупают исключительно еврейское молоко (халав Исраэль) или договариваются с владельцем коровы о своем присутствии при дойке. Конечно же, это хлопотно и сложно, но зато безупречно с точки зрения законов кашрута. К тому же получаем настоящее парное молоко!

Итак, еще в древности мудрецы безоговорочно запретили нам употреблять в пищу нееврейское молоко. Но только молоко. Молочные продукты под их запрет не попали. Одна из причин: многие из таких продуктов невозможно или очень трудно сделать, используя молоко некашерных животных, которое плохо свертывается. Но затем вышло новое постановление — был запрещен нееврейский сыр (и подобные сыру продукты). А что с другими молочные продуктами? Вопрос — попали они под запрет вместе с сыром или нет — вызвал в свое время оживленную дискуссию среди законоучителей.

Сам рав Файнштейн дал разрешение только в стесненных обстоятельствах.

Тот, кто и в этом случае предпочитает строгое выполнение закона, заводит для молочных детских блюд отдельную посуду.

Нужно прибыть к самому началу дойки, но нет необходимости присутствовать все время: достаточно находиться неподалеку и иметь возможность заглянуть в стойло, — но только при условии, что нееврей знает, что некашерное молоко запрещено еврею. Тогда, даже оставшись наедине с коровой, без присмотра, нееврей будет опасаться, что покупатель может войти в любой момент. Это условие вполне удовлетворяет постановлению мудрецов.

Отметим, что запрет распространяется на все виды «желтого» сыра. Нееврейский сыр запрещен всем евреям — даже тем, что, полагаясь на решение рава Файнштейна, пьют нееврейское молоко. Стало быть, можно покупать лишь сыр, на упаковке которого стоит печать кашрута. То же самое касается брынзы. Творог и творожная масса, которая называется «котедж», по мнению многих авторитетов, не запрещены, ибо сырами их назвать трудно.

Остается выяснить вопрос о некашерных добавках в молочных продуктах. На сегодняшний день в производстве многих сортов творога в качестве закваски используется сычуг, изготовляемый из телячьих желудков[1]. Тем не менее, некоторые раввины разрешают покупать такой творог, отмечая, что мизерным количеством сычуга можно пренебречь. Но существует и другое мнение, согласно которому сычуг имеет статус маамид. Так на языке Талмуда называются вещества, которые, будучи добавленными в исходный продукт, придают ему новое качество, превращая фактически в нечто новое[2]. Без закваски произвести многие сорта творога практически невозможно, а значит, некашерный сычуг, даже если его ничтожно мало, делает некашерным весь продукт.

По поводу сливочного масла еще издавна существовали две точки зрения и, соответственно, два противоположных обычая. Принятая со временем алаха в ее окончательной форме закрепила оба эти обычаи. Правило звучит так. В тех местах, где раньше не было принято воздерживаться от нееврейского масла, его можно есть и ныне. В остальных местах сливочное масло употреблять нельзя, даже когда с точки зрения ингредиентов оно безупречно. Но если вы живете вдали от центров еврейской жизни, причем с кашерными продуктами в ваших краях тяжело, — можно покупать нееврейское сливочное масло, даже если раньше местная еврейская община от него воздерживалась. Последнее определение, скорее всего, относится к странам СНГ. Живущие в них евреи могут покупать сливочное масло, — но только, повторяем, если они уверены, что в нем нет запрещенных в пищу добавок. С этим последним условием дела обстоят не просто, потому что в наше время, благодаря современным технологиям, в сливочное масло стали добавлять много новых ингредиентов, включая иногда животные жиры. Отметим, что масло, производимое в СНГ в соответствии с ГОСТом 37—91, должно производиться только из коровьего молока без всяких примесей[3]. Но неясно, насколько можно полагаться на добросовестное соблюдение ГОСТа производителями, а поэтому советуем обратиться за консультацией к компетентному раввину.

Следующий объект нашего изучения — сметана. По мнению некоторых законоучителей, нееврейская сметана менее проблематична, чем нееврейское сливочное масло. Однако есть и противоположная точка зрения. На практике те из нас, что воздерживаются от нееврейского масла, не едят и сметану. Но те, кто ест сливочное масло, могут, при необходимости, покупать сметану. Правда, только густую. Жидкую нельзя — по причине старого обычая работников советской торговли, разбавлявших творог сметаной, сметану — кефиром, кефир — молоком, а молоко — водой. Ведь если сметану разбавили некашерным молоком, она становится тоже некашерной[4].

Йогурт и кефир — продукты более проблематичные, чем сметана, поскольку их можно приготовить и из некашерного молока. Кроме того, в йогурт заводского изготовления часто добавляют некашерный желатин для придания продукту особой консистенции. Поэтому большинство авторитетов запрещают йогурт и кефир. Значит ли это, что еврей, отказывающийся от нееврейского молока, должен забыть про йогурт с кефиром? Нет, не значит. Оба эти продукты можно приготовить в домашних условиях, если, конечно, в доме имеется еврейское молоко. В качестве закваски допустимо использовать нееврейский йогурт, — правда, с некоторыми оговорками. Процесс выглядит так: нееврейской закваской заквашивают кашерное молоко, затем полученной закваской заквашивают новую порцию молока, и так еще раз. После чего можно пользоваться полученной закваской без всякого опасения. Все вышесказанное верно только для нееврейского йогурта или кефира без всяких добавок.

[1] Здесь помимо того, что телята забиваются некашерным способом, возникает дополнительная проблема смешения мясного с молочным. Подробнее об этом см. в ч. 4.

[2] Хотя сами они в конечном продукте не ощутимы на вкус или цвет.

[3] Номер ГОСТа обычно указывается на упаковке.

[4] Тот, кто, полагаясь на государственный контроль, пьет нееврейское молоко, может позволить себе и жидкую сметану.


Читайте также: тема Кашрут — кошерное и некошерное


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?