Темы: Суббота, Одежда, 39 мелахот, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые Раввины! Я заранее Вам очень признательна за Ваш ответ и прошу прощения за мой вопрос. Я никогда бы не осмелилась занимать Ваше время, но с недавнего времени я решила не одевать брюки, а только юбки, платья и т.д. и, чтобы они лучше сидели, стала одевать под верхнюю одежду корсет. Можно носить этот корсет в Шабат и праздники, если не трогать шнуровку и не завязывать и не развязывать узел, а отрегулировать его накануне?
Спасибо за интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть, существуют ли при использовании данного вида одежды проблемы с точки зрения кошер («завязывания») и тофэр («шитья») — действий, которые относятся к 39 работам, запрещённым в субботу. Рассмотрим это.
1. Если обычно такую одежду завязывают на простой узел (одинарный узел и сверху бантик, как, например, в обычных ботинках) и развязывают его в течение 24 часов, нет никакой проблемы в том, чтобы завязывать и развязывать его в субботу (Шулхан Арух 317:1). Подробнее об этом, а также о том, можно ли будет в данном случае завязать двойной узел, читайте «Можно ли завязывать узел рюкзака для переноски ребёнка в субботу?»
2. В Гмаре (Шабат 75а, по мнению Раши) сказано: запрещено подтягивать нитку, чтобы затянуть шов, который разошелся, поскольку это является тофэр, шитьём — одной из 39 работ, запрещённых в субботу. Т.е. несмотря на то, что в данном случае человек не пользуется ниткой с иголкой и не производит обычных для шитья движений, это действие будет запрещено, поскольку в конечном итоге оно приводит к тому, что два куска ткани соединяются.
Отсюда некоторые мудрецы вывели запрет затягивать шнуровкой разрезы на одежде, которые иногда делают на воротнике, рукавах или спине (Шулхан Арух 340:7). Некоторые (респонс Гинат врадим) полагают, что это запрет из Торы, поскольку, когда речь идёт о шитье, не имеет значения, делается это на время или навсегда. Однако другие галахические авторитеты (Левуш, Шулхан Арух а-Рав) считают, что в данном случае затягивание шнуровки не является шитьем, поскольку понятно: для того, чтобы снимать и надевать одежду, необходимо постоянно затягивать и распускать шнуровку; однако такое действие будет запрещено мудрецами, поскольку о подобном действии говорится в Гемаре.
В любом случае, по всем мнениям запрет существует только в том случае, когда отверстия, через которые пропускают шнурок, не обработаны специальным образом (Шулхан Арух 340:7). Если же отверстия обмётаны или в них установлены специальные кольца, затягивание и распускание шнуровки не является шитьём и рассматривается просто как расстёгивание и застёгивание пуговиц. Поэтому в Вашем случае, если отверстия обработаны, нет никаких проблем с тем, чтобы использовать этот предмет туалета в субботу.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Гади Поллак
Гади Поллак
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Вильям Баткин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону