Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Жертвоприношения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Не могу понять разницу между Ав млахой (одним из основных видов работ, запрещенных в субботу) и толада («порождением» этого вида работы) ее. Почему за нарушение Ав и толада ее — только один корбан (жертвоприношение)? Заранее, спасибо.
Большое спасибо за Ваш интересный вопрос.
1. В письменной Торе нет точного определения запрещенной в субботу работы — мелаха. Существуют всего несколько мелахот, которые прямым текстом упомянуты в Торе: вспахивание — хариша (Шмот 34:21), сбор урожая — кцира (там же), разжигание — мав-ир (Шмот 35:3) и перенос предметов из одного владения в другое — оцаа (Шмот 16:29).
Мойше Рабейну получил от Вс-вышнего на горе Синай разъяснение, что именно является мелахой — работой, запрещенной в субботу. Это одно из 39 действий, необходимых для возведения переносной Скинии (Мишкана) в пустыне.
«Намек» на это мудрецы находят в том, что заповедь соблюдать Шаббат идет в Торе сразу после повеления воздвигнуть Мишкан: «Смотри, я позвал именно Бецалеля… Все так, как Я повелел тебе, пусть сделают они. Однако Субботы мои соблюдайте…» (Шмот 31:1—17). Эти тридцать девять работ называются авот — основными работами.
Однако мудрецы сделали вывод, что запрещены не только 39 действий, необходимых для возведения Мишкана, но и любые подобные им действия — даже если их не совершали при возведении Мишкана. Работы, подобные авот, называются толадот — производные. С точки зрения уровня запрета между авот и толадот различия не существует: и те, и другие запрещены Торой. И искупается нарушение этих запретов одинаково. Если человек нарушил эти запреты ненамеренно, то во времена Храма он должен был принести искупительную жертву хатас.
Чтобы ответить на вопрос, относится ли то или иное действие к запрещенным работам, необходимо сначала определить точные критерии и сущность «основной» работы (ав млаха), а затем проверить, соответствует ли это действие данным критериям.
Приведем пример: одна из 39 работ — тойфер (шитье). В чем заключается сущность данной работы? — Соединить два куска ткани в один. Следовательно, склеивать два куска бумаги будет также запрещено, ведь, в сущности, мы совершаем такое же действие — соединяем две части в одно целое. Но склеивание не будет «основной работой», а будет «производной» (толода), т.к. при возведении Мишкана не было такой работы — склеивание.
2. Мишна (Шаббат 7:1) говорит, что даже если человек совершил множество запрещенных работ, но они похожи друг на друга, он должен принести только одну искупительную жертву хатас. Имеется в виду, что если человек совершает «основную» работу (ав мелаха), а также «производную от нее» (толада), или несколько работ (толада), «производных» от одной «основной работы» (ав мелаха), то он должен принести только одну искупительную жертву хатас.
Как известно, хатас приносится за действия, которые человек совершил ненамеренно (шогег), например, не знал либо забыл, что это действие запрещено. И если человек совершает несколько запрещенных действий подряд, он не обязан приносить несколько жертв хатас за то все время, когда не осознавал, что совершает запрещенное действие.
Поэтому, например, если человек забыл, что сегодня Шаббат, и совершает запрещенные действия, то за все действия, которые он совершил, пока не вспомнил, что сегодня Шаббат, он обязан принести только одну искупительную жертву хатас. Точно так же, если человек забыл или не знал, что запрещено выполнять какую-либо ав мелаха, то даже если после этого он совершит толада или несколько толадот этой работы, это приравнивается к совершению одного действия.
Поскольку эти работы похожи между собой, т.е. имеют общую сущность, как было сказано выше, считается: у человека не было возможности осознать, что он совершает запрещенное действие, соответственно, он обязан принести только одну искупительную жертву хатас.
Однако если он по забывчивости или незнанию совершил несколько разных авот мелаха, или несколько толадот разных авот, то, поскольку они не похожи друг на друга, считается, что у него была возможность осознать, что он совершает запрещенное действие. Поэтому он должен принести несколько искупительных жертв хатас — в соответствии с количеством совершённых работ.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Почему их тридцать девять?
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Под работой Галаха подразумевает совсем не то, что обычно считается таковой. 39 основных ремесел, которыми запрещено заниматься в субботу.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Какие из запретов Субботы ввели Мудрецы Талмуда и зачем они это сделали?
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Овадья Климовский
… а не 38 или 40?
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Почему в общем списке Десяти заповедей эта, про субботу, стоит именно здесь, после трех первых? Ей место либо в начале, либо в конце
Рав Яков Шуб
Будет ли кошерной плата, изготовленная на базе обычной электрической плитки?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону