Темы: Египет, Фараон, Авраам, Сара, Ложь, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые Раввины. Продолжаю изучать Тору, и вот заинтересовала трактовка Вами такой ситуации:1) Берешит Глава 12—13. Аврам представляет в Египте Сарай в качестве своей сестры, а не жены. Когда фараон забрал Сарай к себе, он облагодетельствовал Аврама, но Господь поразил фараона (не Аврама за то, что он отдал свою законную жену Фараону, а фактически продал ее) язвами. Далее фараон изгоняет Аврама из Египта в Негев (причем изгоняет богатым с имуществом и стадами). В чем, собственно, вина фараона??? 2) Проходит некоторое время. Берешит Глава 20-я. Аврам опять представляет свою жену Сару (Сарай) в качестве сестры, и Сара подтверждает это. Авимелех забирает ее к себе. Ночью Господь приходит и обещает покарать Авимелеха. Авимелех, как и фараон, откупается овцами, коровами рабами. В чем, собственно, вина Авимелеха??? 3) Далее уже Ицхак представил Ривку как свою сестру (Берешит Глава 26). Авимелех это заметил и пожурил Ицхака, так как из-за этого кто-то мог опять прогневать Господа. Авемелех предоставил Ицхаку защиту, и тот впоследствии разбогател. Собственно вопрос в том, насколько данный приём морально этичен в принципе. Почему Аврагам так поступает, ведь за ним Господь, а так со стороны похоже на какое-то мошенничество??? С., Москва
Здравствуйте!
Поскольку упомянутые Вами ситуации были идентичными, рассмотрим одну из них. Форма Вашего вопроса свидетельствует, по-видимому, о том, что Вы исходите из предпосылки: Авраам выдал жену за сестру для того, чтобы сосватать ее за царя. Ни в чем не повинный царь, не зная об истинном положении вещей, женится на Саре как порядочный человек, предварительно посватавшись и получив ее согласие (как соучастницы заговора).
Если бы все обстояло именно так, то нет сомнения, что Всевышний строго осудил бы такое коварство. Но мы видим, что этого не случилось, а даже наоборот, как Вы сами указали, Б-г полностью встал на сторону Авраама. Только из одного этого факта можно сделать вывод, что Авраам не виноват в том, что случилось. Читая же текст внимательней, мы можем увидеть и сами, что ситуация была, мягко говоря, несколько иной, нежели описано выше.
Дело в том, что Авраам прекрасно понимал, что если станет известно, что Сара — его жена, то он будет убит. Понятно, это дает представление о моральных принципах царя, вернее, об их полном отсутствии. И даже если ему сказали, что Сара — сестра Авраама, он не имел права брать ее во дворец силой. Мудрецы донесли до нас предание, подробно описывающее попытки Авраама спрятать жену, чтобы таможенники на границе вообще не увидели ее. Но попытки спрятать Сару не увенчались успехом, и фараону донесли о красавице, прибывшей в страну. Вслед за этим Сару забрали во дворец. А вскоре фараон почувствовал себя очень плохо, и ему стало ясно, что это наказание. Сару отпустили, а несостоявшемуся насильнику осталось пожинать плоды своего поведения — не его заслуга, что Всевышний удержал его от греха.
Таким образом, Авраам лишь косвенно был причастен к происшедшему, и на обман его толкнуло желание спасти свою жизнь, поэтому в данном случае обман вполне легитимен. Сара же попала бы во дворец в любом случае, но в сложившейся ситуации ей было, к кому возвращаться, и они с мужем рассчитывали на помощь Творца, которая не замедлила прийти. Так же объясняются и другие две истории.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Пятигорский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону