Шалом, рав! Можно ли носить солнечные очки в шаббат, если нет ирува в городе? Спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. На самом деле, на вопрос о том можно ли носить солнечные очки там, где нет эйрува, невозможно ответить однозначно, поскольку это зависит от вида очков, а также от того, с какой целью их носят, см. ниже.
Для начала небольшое вступление. Оцаа (перенос предметов из одного владения в другое) является одной из 39 работ, запрещенных в субботу. Тора запрещает выносить что-либо из частного владения (решут а-йахид) в общественное (решут а-рабим) или вносить что-либо из общественного владения в частное. Запрещено также переносить предметы в общественном владении на расстояние 4 амы (приблизительно 2 метра). Там, где есть кошерный эйрув, можно переносить вещи из одного владения в другое, т.к. вся площадь, огороженная эйрувом, считается единым владением.
На одежду, которую человек надевает на себя, а также на всевозможные украшения и аксессуары запрет Торы оцаа не распространяется, поскольку в данном случае они необходимы человеку и поэтому считается, что они становятся как бы частью тела (Рамбам 18:17). Но в определенных ситуациях мудрецы запретили надевать различные украшения и аксессуары из опасения, что человек может их снять и пронести в руках 4 амы в общественном владении, а это будет нарушением запрета Торы (Шулхан Арух, Орах Хаим 301).
Теперь перейдем непосредственно к вопросу о солнечных очках. Существуют три вида солнечных очков:
1. Солнечные очки, которые используют только для того, чтобы защитить глаза от солнечных лучей, запрещено носить там, где нет эйрува, поскольку существует опасность, что человек может их снять в тени, где в них нет особой необходимости, и пронести в руках 4 амы в общественном владении. Таким образом, он может нарушить запрет Торы (Шмират Шабат кэ-Илхата 18, прим.71). Если же по медицинским показаниям человеку запрещено снимать солнечные очки вне дома, то их можно носить в любом месте.
2. Запрещено также носить солнечные очки, которые крепятся поверх обычных очков. Их можно легко отсоединить, поэтому существует опасность, что человек сделает это и понесёт их в руках. Но если солнечные очки крепятся к обычным посредством шурупов и их обычно не отсоединяют, а просто приподымают, то такой опасности не существует.
3. Солнечные очки с диоптриями, которые необходимы человеку также для того, чтобы лучше видеть, разрешено носить там, где нет эйрува. Поскольку в этом случае не существует опасности, что человек снимет их (Шмират Шабат кэ-Илхата 18:18).
С уважением, Яков Шуб
Смотрите и слушайте: Эрув. Запрет Оцаа
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков Шуб
Он непременно должен держать брюки вместо ремня?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону