Темы: Шулхан Арух, Реувен Куклин, Споры, Нефеш аХаим, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые Раввины, очень хочется из первоисточника узнать некоторые вопросы:
1. Признается ли в иудаизме наличие Б-га в каждом живущем?
2. Если Б-г в каждом из нас, то возможно ли тогда заключить с ним договор?
3. Является ли обязательным для еврея следовать предписаниям Шулхан Арух (извините, если неправильно написал название), или это исторический литературный памятник?
4. Нет ли противоречия в предписаниях Шулхан Аруха высказываниям ученых-талмудистов, приведенных на этом сайте?
Игорь, Петербург
Уважаемый Игорь,
Сказали мудрецы (Бэрейшит Рабба 68): «Всевышний является тем местом, где находится мир, а не мир — местом, где находится Всевышний». В книге Нэфеш а-Хаим (3, 1) разъясняется: «Как место (пространство) вмещает вещи и предметы, так в этом уподоблении Создатель и Властелин всего, благословенно Имя Его, является “пространством”, Которое вмещает все миры и все создания». Это одно из основополагающих положений в иудаизме. Рамбам (Маймонид) пишет в начале своей книги Йад а-Хазака: «Основа основ и опора всех мудростей — знать, что есть Первопричина, Которая является причиной существования всего сущего. И всё существующее — небеса, земля и всё, что между ними, — существует только потому, что существует Первопричина». Рамбам продолжает: «Если бы Первопричины не существовало, ничто другое не могло бы существовать. А если бы всего прочего сущего не было, то существовала бы одна Первопричина. Если всё прочее не существует, Первопричина существует, потому что всё сущее нуждается в Первопричине, а Он, благословен Он, не нуждается в сущем — ни в чём и ни в ком из того, что существует. Поэтому Его истинность не похожа на истинность всего сущего. Об этом говорит пророк: “А Господь Б-г есть истина…” (Ирмиягу 10, 10) — только Он истина, ничто другое не сравнится с Его истинностью. И об этом говорит Тора: “…нет более, кроме Него” (Дварим 4, 35), то есть, нет никого и ничего существующего, чья истинность была бы подобна Его». (См. также книгу рабби Хаима из Воложина Нэфеш а-Хаим, часть 2, где речь идёт о глубинном смысле этого высказывания мудрецов).
Из слов рабби Хаима следует: утверждение о том, что Всевышний пребывает во всём живущем, неверно. Верно обратное: всё живое пребывает во Всевышнем, т.е. Всевышний вмещает и поддерживает всё живое.
Хотя Всевышний поддерживает существование всего сущего и ничто не происходит без Его воли, пожелал Он дать своим созданиям свободу воли — выбирать между добром и злом — и повелел выбирать добро. Об этом и был заключён «договор» (союз) с творениями.
Шулхан Арух — кодекс еврейских законов, выполнять которые обязан каждый еврей.
В Талмуде часто можно встретить дискуссии между мудрецами о различных заповедях, и мнения всех мудрецов считаются истинными, как сказано в Талмуде в трактате Эрувин (13 б): «И это, и это — слова Б-га живого». Причина существования всех этих дискуссий — бесконечная многомерность Торы. Каждый еврей смотрит на неё «под другим углом». (Важно подчеркнуть: правило «И это, и это — слова Б-га живого» справедливо, только когда еврей учит Тору в соответствии с методом и правилами, которые были переданы Моше на Синае). Всевышний сообщил Моше, как следует поступать на практике, когда существует дискуссия между мудрецами. В Шулхан Арухе приводятся только те мнения мудрецов, в соответствии с которыми мы должны вести себя на практике. Если какое-либо постановление Шулхан Аруха выглядит противоречащим мнению какого-либо мудреца Талмуда, следует знать, что в Талмуде существует спор об этом вопросе и Шулхан Арух выносит постановление в соответствии с мнением одного из мудрецов. Но нигде Шулхан Арух не «спорит» с Талмудом.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Кицур Шулхан Арух нарушает общепринятые человеческие нормы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Лейб-Нахман Злотник
Спор, размежевание — это не просто зло, а невероятная трагедия. Творец Един и Он — Истина. Всё, что делится хотя бы надвое, априорно не может претендовать на истину.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
С. Бернфельд
Биография автора Шулхан Аруха, Раби Йосефа Каро (Мехабер, Маран, Бейт Йосеф)
Рав Захария Матитьяу,
из цикла «Нефеш аХаим, по книге Раби Хаима из Воложина»
Рав Реувен Куклин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону