Темы: Гордыня, Скромность, Мода, Одежда, Скромность в одежде, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Кицур Шулхан Арух, гл. 3, 2 алаха, говорит, что запрещено надевать одежду, которой они (неевреи) гордятся, или одежду важных чиновников. 1. Запрещено ли еврею носить одежду модных и дорогих брендов, наличием и ношением которых гордятся современные неевреи, которая при этом не выбирается не из-за развращенности, но, возможно, и из-за гордыни? Важна ли мотивация при выборе одежды? 2. Если, к примеру, еврей является генералом российской армии, т.е. важным чиновником, можно ли ему носить одежду важного чиновника, т.е. свой мундир? И возможно ли надевать подобную одежду актеру-еврею? Большое спасибо за ответ, с уважением и благодарностью, Андрей, Ставрополь
Уважаемый Андрей, большое спасибо за Ваш вопрос. Я вижу, что Вы уже начали подыскивать себе костюм на Пурим. Теперь серьезно. В Торе (Ваикра 18:3) говорится, что запрещено следовать обычаям неевреев. Этот запрет упоминает также Рамбам (Законы об идолопоклонстве 11:1,3) и Шулхан Орух (Йорэ Дэа 178:1). Там сказано, что данный закон включает в себя запрет уподобляться неевреям в одежде, стрижке и т.п.
Разберем некоторые случаи, на которые распространяется данный закон. Один из ришойним (ранних комментаторов), Маарик (выдающийся раввин, Италия 1420-1480, респонс 88) говорит, что не существует обязанности одеваться иначе, чем неевреи, а запрещено уподобляться неевреям в тех случаях, которые определили мудрецы. В своем респонсе Маарик разбирает вопрос о том, разрешено ли евреям носить особую одежду, которую носили врачи в той местности. Маарик утверждает, что запрет распространяется только на те случаи, когда еврей надевает нееврейскую одежду именно с целью уподобиться неевреям. Кроме того, необходимым условием является, чтобы у евреев не было принято носить такого рода одежду. Если же еврей надевает нееврейскую одежду с какой-то другой целью, например, чтобы все знали, что он врач, или ещё для какой-то надобности, то разрешено носить одежду, подобную нееврейской. Кроме того, продолжает Маарик, существуют только две ситуации, в которых этот запрет действует, а именно: если одежда не соответствует стандартам цниюта («скромности») или имеет отношение к идолопоклонству, или когда её ношению нет никакого объяснения — тогда можно опасаться, что это также связано с идолопоклонством.
Виленский Гаон (Йорэ Дэа 178:7) устрожает закон и говорит, что запрет распространяется на любые нееврейские одежды. Однако даже по его мнению он не распространяется на те одежды, которые евреи носили бы и без того, что их носят неевреи.
Мнение Маарика приводит Рамо (Йорэ Дэа 178:1), с ним также согласны многие алахические авторитеты (Сридэй Эш 2:39, Игрот Мойше, Йорэ Дэа 1:81, 4:11,12, Керэм Шломо,Йорэ Дэа 178), и так этот обычай распространился в большинстве еврейских общин.
Получается, что в обоих случаях, о которых Вы спрашиваете, не будет запрета носить генеральский мундир, поскольку это делается с определенной целью. Для генерала это — знак отличия и почёта (подобно специальной одежде врачей, о которой говорит Маарик), для актёра — в данном случае это также своего рода рабочая одежда. Соответственно, в обоих случаях мундир надевают не для того, чтобы уподобиться неевреям. Значит, ношение мундира не является нарушением запрета «следовать обычаям неевреев». Кроме того, Шулхан Орух (178:2) говорит, что человеку, приближённому к царю, разрешено носить нееврейскую одежду, которая запрещена законом. Одно из объяснений этого: будучи приближённым царя, он сможет помогать евреям, если будут изданы антиееврейские постановления (Бейс Йосеф 178).
Что касается модной фирменной одежды, то здесь ответ также зависит от того, с какой целью человек ее носит. Как было сказано выше, по мнению Маарика и Рамо, запрет распространяется только на одежду, которая не соответствует стандартам скромности или имеет отношение к идолопоклонству. В большинстве случаях с фирменной одеждой такой проблемы не существует. Кроме того, часто человек носит такую одежду только потому, что она более качественная или удобная, а не для того чтобы уподобиться неевреям. Т.е., даже по мнению Виленского Гаона с такой одеждой не должно быть проблемы, поскольку человек носил бы ее и без того, что её носят неевреи. Еще одно объяснение, почему с такой одеждой нет проблемы с точки зрения запрета «следовать законам неевреев»: такого рода одежду во многих случаях начинают носить одновременно и евреи, и неевреи, т.е. не было ситуации, когда она была чисто нееврейской одеждой (респонсы Бейт Шаарим, Йорэ Дэа 236). Мешанэ Алохот (респонсы 4:115) приводит еще одно объяснение. Он говорит: когда еврей живет в окружении, где все носят такую одежду, и сам носит её для того, чтобы избежать насмешек по поводу своего отличия, а не потому, что хочет уподобиться неевреям, также не должно быть проблем с этим запретом. Получается, что на ношение фирменной одежды не распространяется запрет «следовать обычаям неевреев».
Однако необходимо заметить: во многих случаях ношение модной одежды может быть запрещено из-за недостаточного цниюта — скромности. К одежде еврея, как мужчины, так и женщины, предъявляются высокие требования, поскольку он постоянно находится «в поле зрения» Царя Царей. С одной стороны, одежда не должна быть неопрятной и неряшливой, с другой стороны, она не должна быть вызывающей, броской и привлекать к себе внимание. Кроме того, не следует оголять места, которые обычно покрыты одеждой, например, руки выше локтя и т.п. (Мишна Брура 2:1). Одежда еврея должна быть чистой, аккуратной и скромной. Более того, как было сказано выше, в некоторых случаях на ношение нескромной одежды может распространяться также запрет «следовать обычаям неевреев» (кроме самого запрета ношения нескромной одежды — Игрот Мойше, Йорэ Дэа 1:81).
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Мира Вайсбин
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Мирьям Климовская
Не считаете ли Вы, что это пережиток прошлого?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону