Темы: Тшува, Кашрут, Отношения с родителями, Почитание родителей, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав! Хочу услышать Ваш совет. Я приехал в Израиль один, родители остались в Москве. У меня хорошие еврейские родители. Здесь я приблизился к религии и начал соблюдать еврейские заповеди. Суббота, кашрут. Скоро я должен вернуться домой на месяц и не знаю, как себя вести, как я скажу маме, что ее еда некашерна, где я буду есть, как соблюдать субботу? Проблема в том, что они уже чувствуют, что я изменился, и я, говоря с ними по телефону, чувствую, что они нервничают и заранее настроены против всего еврейского. Кто-то из Израиля им уже рассказал, что нужно думать о религиозных. Как мне быть?
Давайте вначале проанализируем, что же так пугает родителей, когда их дети становятся религиозными? Попробуем это сделать, оценивая их только с положительной стороны.
Итог всему: религиозные дети — серьезная проблема для родителей!
Как же развеять их подозрения, как устранить негативные чувства и не приносить родителям ненужной боли? Разберем на примере с кашрутом, как конкретно этого добиться.
Прошу тут заметить: пройдет ли все так гладко, как будет описано, зависит во многом от тех отношений, которые уже сложились у Вас с родителями до этого, от степени их эгоистичности, но в основном — от Вашего умения правильно относиться к ним в данной ситуации, поэтому важно обратить внимание на каждое слово.
Как возвращаться домой?
Предположим, что Вы приехали, родители Вас радостно встретили, объятия, рукопожатия… Что теперь делать?
После того, как первое возбуждение от встречи улеглось, Вы зовете маму в сторону и обеспокоенным голосом произносите несколько волшебных слов:
«Мама, помоги мне…»
Одной этой фразой Вы нейтрализовали часть ее опасений. Мама осталась мамой, в ней нуждаются, сын не потерян, авторитет остался. Да и какая мама не хочет помочь своему ребенку:
«Что? Чем я могу тебе помочь?!»
И тут Вы произносите вторую волшебную фразу:
«Мама, у меня есть проблема…»
Теперь Вы окончательно расставили всех и все по своим местам. Проблема у Вас, а не у родителей, субординация не нарушена, родительское «эго» не задето. Но теперь мама перепугана:
«Что за проблема? Наркотики? Шантаж?! Как тебе помочь!?»
— Мам, ты можешь выделить мне тумбочку на кухне?
— Да ну тебя, перепугал… Тумбочку?.. Пожалуйста! Для чего?
— Давай, сложим туда кое-какие продукты, чтобы ты могла мне что-то вкусное приготовить…
С этого момента Вы породили в душе мамы желание с Вами сотрудничать, а не бороться. Теперь можно терпеливо и ласково рассказать ей о кашруте, как это несложно, как это много дает Вам. О том, что необходимо, дабы соблюсти его, и что Вы все сделаете сами, но если мама хочет, то можно все это приготовить вдвоем и т.д., и т.п. Так мама почувствует Вашу близость к ней.
Итак, мы разобрали частный случай. По этому примеру следует строить отношения и в других проблемных ситуациях.
Так же следует себя вести и по отношению к братьям и сестрам. Не отмалчиваться, а, наоборот, завести с ними откровенный разговор и попросить совета, как вести себя по отношению к родителям, чтобы их не обидеть. Попросите у них помощи и поддержки, «мне тяжело — помоги!» Это может снять напряжение и кардинально изменить ваши взаимоотношения.
Общий принцип: сделать из мамы и из братьев и сестер не противников, а участников и даже единомышленников!
Да и, в общем, не забывайте основного: от того, как Вы поведете себя с родителями, зависит, будет имя Творца прославлено в их глазах или, не дай Б-г, посрамлено. По приезде в родительский дом начинается настоящая проверка на Вашу религиозность, то есть, пойдете Вы за своими желаниями или — за повелениями Творца!
Учите и исполняйте законы почитания родителей
Необходимо еще до отъезда тщательно изучить законы почитания родителей, а по приезде скрупулезно их исполнять. Это то основное, на чем Вам, в доме родителей, надо сосредоточить главное внимание. Конечно же, Вам также надо получить у компетентного раввина детальные объяснения, как соблюсти субботу и кашрут в доме, где их пока еще не соблюдают.
Также будьте осторожны в своем религиозном рвении и не повторяйте типичных ошибок начинающих:
Получается, что для того, чтобы избежать недоразумений, чтобы между вами был мир, нужно всего лишь… вести себя так, как предписывает Тора. Как сказано в Мишлей (3:17): «… и все пути ее — пути мира».
Рав Ашер Кушнир
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Михаэль Солганик
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Ашер Кушнир
Ципора Харитан
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону