Темы: Предназначение, Свобода выбора, Сатан, Добро и Зло, Ангел, Зависимости, Бесы, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! Я читаю книгу «Хасидская мудрость», где собраны высказывания и притчи хасидских учителей, и они говорят, что Сатан и бесы-демоны всё-таки существуют и цель демонов и Сатана, если я правильно понял, — сбить человека с истинного пути.
Так, может быть, из-за демонов и Сатана человечество в большинстве своём не может признать истинность того, что написано в Танахе и, соответственно, иудаизма? С уважением, Святослав
Здравствуйте, уважаемый Святослав!
Спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, — небольшое замечание по поводу самого вопроса:
Вы пришли к выводу, что Сатан и бесы существуют, изучая книгу «Хасидская мудрость». На самом деле об их существовании можно узнать и из многих других еврейских источников, начиная с самых основополагающих.
Теперь по существу. Узнав о существовании демонов и Сатана, Вы спрашиваете: не из-за них ли человечество в большинстве своём не может признать истинность Танаха и иудаизма?
В иудаизме Сатан — это ангел-посланник Всевышнего, призванный устраивать человеку испытания в этом мире. Он — не самостоятельная сущность, которая восстала против Творца и потому может творить беспредел, а инструмент в руках Всевышнего, выполняющий Его волю. Демоны, хотя их природа другая, тоже имеют ограниченную Творцом функцию.
А Всевышний хочет, чтобы у людей была свобода выбора. И поэтому, с одной стороны, в этом мире есть зло и есть Сатан и бесы. Но, с другой стороны, их сила ограничена, и есть также добро — в разных проявлениях. Вот как, например, наш сайт и ему подобные, где популярно и доступно излагается взгляд иудаизма.
О том, что выбрать добро — доступно, могут свидетельствовать многочисленные «баалей тшува» — люди, вернувшиеся к вере отцов, а также геры-прозелиты и ноахиды. И среди них немало людей, которые ради этого оставили славу, почет и деньги. Упомяну только рава Ури Зоара[i], благословенной памяти, популярного израильского киноартиста, сценариста, режиссера, который, оставив славу и успешную карьеру, выбрал истину.
Но, действительно, следует понять, как такое может быть, что «Сатана там правит бал» и большинство людей не приходят к истине?
Не стану приводить аргументы в пользу истинности иудаизма и Торы, это сейчас не наша тема. Приведу только два красивых высказывания, подчеркивающих остроту вопроса. Рав Йеуда-Лейб Ашлаг (Бааль Сулам)[ii] сказал: «Испытание можно уподобить ситуации, когда человеку предложили выбрать одно из двух — либо огромный дом, либо маленький серебряный бокал — и бокал ему полюбился больше, чем дом».
А рав Шимшон-Давид Пинкус[iii] сказал: «Человек, который говорит, что мир возник сам по себе, представляет собой яркое свидетельство силы Творца, Который, чтобы сделать возможным выбор, создал человека способным дойти до подобного, граничащего с сумасшествием, искривления разума».
Возможно, ответом на Ваш вопрос может быть идея из «Очерка о выборе» рава Элияу-Элиэзера Деслера[iv] (Михтав мэ-Элияу. ч. 1, с. 111). Он приводит частный пример, чтобы вывести из него общее правило:
Возьмем заядлого курильщика, который из-за большого числа выкуренных за день сигарет страдает ночью от болей в груди. И вот ночью, когда ему очень больно, он решает, что больше ни в коем случае не будет курить. Однако, проснувшись утром, он снова ощущает сильное желание закурить.
Теперь он испытывает, с одной стороны, острую потребность в никотине, с другой — страх боли. И говорит себе: «Выкурю только одну сигарету. От одной ведь не будет болеть». И выкуривает одну. Когда через некоторое время у него снова возникнет желание покурить, он опять скажет себе: «Ведь это тоже только одна». И так он снова будет курить весь день, а ночью страдать от боли.
А что будет на следующий день? Курильщик знает, что если разрешит себе даже только одну сигарету, — снова попадется в ловушку. Тем не менее, он снова обманет себя, как и вчера. И так далее.
Обратим внимание: если бы оба желания — избежать боли и курить — предстали бы перед человеком «на равных» и он судил бы о них беспристрастно, точно и спокойно, разумеется, страх боли оказался бы сильнее желания курить. Как же более слабое желание побеждает? Только благодаря описанному самообману.
Теперь важно выяснить, что заставляет человека предпочесть логику самообмана здравому смыслу, согласно которому он действует в обычных ситуациях? Желание курить? Нет. Ведь страх боли сильнее, иначе не нужен был бы самообман — курил бы себе без самооправданий.
Отсюда вывод: человек может сознательно игнорировать ясную ему истину и цепляться за воображение, которое скроет от него ложь, лежащую в основе его выбора. То есть, не желания человека, а он сам является причиной своего неверного выбора.
Это очень кратко, рекомендую всем, у кого есть такая возможность, изучить этот очерк.
Интересно, что известный английский писатель-философ Олдос Хаксли, который всю жизнь был сторонником теории эволюции, в последние годы жизни написал статью «Исповедь профессионального еретика», где описывается нечто подобное самообману курильщика. Вот его слова:
«У меня были причины не хотеть, чтобы у мира был смысл, в результате чего я предположил, что у мира нет смысла, и без особых трудностей я мог найти достаточно веские обоснования этому предположению… как для себя, так и, без сомнения, для большинства людей моего поколения. Философия бессмысленности была средством освобождения. Освобождение, которого мы хотели, это было одновременно освобождение от определённой системы политики и экономики и освобождение от определённой системы морали…»
Будем молиться, чтобы исполнилось в ближайшем будущем пророчество Йешаяу (11:9): «Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами».
С уважением, Менахем Эпель
[i] См. «Подвиг рава Ури Зоара».
[ii] Раби Йеуда-Лейб Ашлаг (Бааль а-Сулам; 5646-5715 / 1886-1954, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся каббалист и комментатор последних поколений. Его труд «Сулам» — комментарий на книгу Зоар, основу каббалистического учения. Комментарий включает в себя полный перевод Зоара с арамейского на иврит. В своем труде «Талмуд Эсер а-Сфирот» раби Ашлаг обобщил и систематизировал кабалистическое учение Аризаля. В книге «Паним Меирот» прокомментировал каббалистический трактат «Эц Хаим», написанный ближайшим учеником Аризаля, раби Хаимом Виталем.
[iii] Рав Шимшон-Давид Пинкус (5704-5761 / 1944-2001, США, Израиль) — раввин г. Офаким, знаток Каббалы, знаменитый «даршан» (лектор-проповедник) и один из выдающихся духовных наставников последнего поколения.
[iv] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар
Рав Реувен Куклин
Необходимо понять природу чертей...
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Ашер Кушнир
Толдот Йешурун
Обзор
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Захария Матитьяу
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги р. М.-Х. Луццато «Дерех Ашем», часть «Об основах мироздания»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону