Темы: Отношения с друзьями, Рав Ашер Кушнир, Бааль Тшува
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав! Мы с женой сделали тшуву и теперь столкнулись со многими проблемами. Как относиться к старым друзьям? Они приглашают на дни рождения, в ресторан, зачастую в субботу. Мясо там, сами знаете, какое. Как быть? Не идти, не есть? Означает ли это, что мы их неизбежно теряем?
Практические советы всегда зависят от многих обстоятельств, поэтому упомянем общую идею.
Отношение к старым друзьям во многом зависит от вашего уровня соблюдения мицвот. На каком этапе вы находитесь.
1. Если на начальном, то, по-видимому, не стоит начинать первые шаги в еврейской жизни с выяснения отношений с друзьями.
Однажды я слышал от Рава Вольбэ, благословенна память его, такую мысль. Если человек поднялся на одну ступеньку в своём духовном развитии и при этом стал смотреть на всех сверху вниз, — он ничего не достиг! Высокомерие всё разрушило. То есть нам никогда не надо забывать, что всего лишь несколько недель назад мы сами ели «сами знаете, какое» мясо. Не стоит сразу спешить выставить напоказ только что приобретённую праведность.
Что же делать? В дружеской вечеринке участвуйте, но только «вкусное и питательное мясо» не ешьте. А если спросят, что случилось? Расскажите, что задумались над еврейской историей, над тем, как евреи тысячелетиями готовы были умереть от голода, но этого мяса не есть… И тут я сижу, стол ломится от царского набора блюд, и я, еврей, из всего богатого ассортимента должен поедать именно этот символ антиеврейского? Не хочу… Но вы ешьте, ешьте, не обращайте на меня внимания… И тут самое важное — постараться всеми силами избегать убеждений или споров на религиозные темы.
Что же касается ресторанных застолий в субботу, то их надо избегать под разными предлогами с самого начала.
2. Если вы продвинулись и начали соблюдать кашрут, то уже недостаточно отделаться от «вкусного» мяса, теперь вся еда на столе неприемлема для Вас. В такой ситуации можно принести еду с собой, но следует прежде позвонить друзьям и спросить, не обидит ли их это. Многое зависит от того, как вы спросите. Юмор и бодрое расположение духа при этом не помешает. И тогда вы принесёте свою еду в одноразовой посуде и под колкие замечания окружающих сможете её съесть. Главное — не реагировать. Только извиниться, что вы доставляете другим неудобство, и улыбаться. Если, несмотря на всё, вы будете себя вести сдержанно, вас в конечном итоге ещё больше уважать начнут.
Тут же важно заметить, что участие во всех встречах с друзьями возможно при условии, что это общение не влияет на ваше духовное продвижение. Но если это происходит, то, со всей болью, ваши пути должны естественным образом разойтись.
3. А если вы ещё дальше продвинулись в еврейской жизни, то на каком-то этапе сами почувствуете себя неуютно в этой компании, и тогда стоит взвесить ваше участие в застольях. В этот момент и проверится, кто ваши друзья. Если они из типа собутыльников, то ваше неучастие приведёт к обидам и потере отношений с ними, но если друзья разумные, настоящие, то поймут и примут то, что вы их поздравите в другое время. Можно прийти со штрафным подарком, осыпать поздравлениями, поднять тост, поговорить, пригласить к себе…
Сделать тшуву это не значит неизбежно потерять настоящих друзей, скорее — заново их приобрести.
Слушайте: Уроки рава Ашера Кушнира по книге «Месилат Йешарим».
Рав Реувен Куклин
Что рекомендует в таких случаях Царь Соломон?
Рав Зеев Гершензон
Что Тора говорит о таком поиске?
Рав Ашер Кушнир
Что делать, если муж отказывается посещать мероприятия, на которые приглашена его жена? Раввин Ашер Кушнир: с одной стороны, муж важнее, с другой, следует сделать всё, чтобы приглашающая сторона не была обижена.
Рав Ашер Кушнир
Прекрасная возможность приблизить ещё не до конца созревших родственников?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Журнал «Мир Торы»
Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине
Журнал «Мир Торы»
Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Эстер Оффенгенден
Поиск своего внутреннего «Я»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону