Темы: Наказание, Милосердие, Заповеди, Молитва, Тора и бизнес, Работа, Животные, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно я наконец-то добился долгожданного повышения. Меня назначили руководителем отдела логистики в нашей фирме. В моем подчинении теперь около тридцати человек. Очень бы хотелось правильно себя с ними вести. В следующем месяце меня должны послать на специальный тренинг для руководителей. Но хотелось бы узнать: что с точки зрения иудаизма? Как стать хорошим руководителем? Алекс
Уважаемый Алекс,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Безусловно, эта тема очень обширная. Можно говорить о разных аспектах работы руководителя, частично мы уже затрагивали этот вопрос на сайте. Но давайте попробуем разобрать один из аспектов темы.
Наиболее сложной задачей для руководителя является построение правильных отношений с сотрудниками. С одной стороны, необходимо быть достаточно требовательным, чтобы работа выполнялась как положено. С другой стороны, обычно настоящие лидеры вырастают не из тех руководителей, в арсенале которых имеются только порицания и наказания.
Давайте попробуем посмотреть, что сказано об этом в еврейских источниках.
Шулхан Арух[i] (Хошен Мишпат 304:1) рассматривает такой случай: работники переносили хозяйскую винную бочку и разбили ее. Один из ришоним[ii] (ранних комментаторов), Тур[iii], говорит, что если это произошло по неосторожности работников, скажем, они разбили бочку на ровном месте, то они должны возместить ущерб.
Комментатор Шулхан Аруха СМА[iv] говорит, что даже если работники обязаны возместить ущерб, хозяину, всё же, не стоит ограничиваться только буквой закона, а необходимо войти в их положение и также поучаствовать в возмещении убытка, как сказано в Мишлей (2:20, 21): «Чтобы ты ходил путем добрых и держался стезей праведников, потому что честные будут обитать на земле и беспорочные останутся на ней». А если речь идет о бедных работниках, у которых нет другого источника дохода, то стоит также оплатить их рабочее время.
Еще один пример. Сказано в Торе (Шмот 22:30): «И людьми святыми будете у Меня; и мяса (трефа), растерзанного зверем в поле, не ешьте: псам бросайте его».
Трефным является кошерное животное, которое в результате внутренней болезни или ранения не проживет года. Мясо такого животного запрещено евреям в пищу, однако его разрешено использовать в других целях.
Комментаторы отмечают несколько вопросов, которые возникают при толковании этого стиха. Во-первых, почему мясо отдают именно собаке, ведь его можно использовать и по-другому? Во-вторых, почему речь идет о мясе, которое находится в поле, ведь (трефа) больные и раненые животные могут оказаться в любом месте?
Тосафот[v] в «Даат Зкеним» рассматривают эту проблему. Они поясняют, что речь идет о пастушьей собаке, которая охраняет стадо. Очевидно, случилось так, что дикие животные напали на стадо и собака не смогла его защитить. В результате этого несколько домашних животных были убиты или ранены.
Можно было бы предположить, что естественная и правильная реакция — наказать собаку за ее «промах». Тем не менее, Тора предписывает смотреть прежде всего на то, что собака верно служила нам до этого и защищала стадо. Вполне возможно, что и в этот раз собака, рискуя жизнью, вступила в неравный бой, но ей не удалось защитить всё стадо.
Поэтому вместо того, чтобы наказать ее, мы даем ей мясо убитых животных, которое не подходит человеку. Так мы, наоборот, выражаем ей благодарность за верную службу и показываем, насколько ценим ее усилия.
Данный принцип актуален и в отношении к людям. Вместо того чтобы наказывать работника, совершившего ошибку, попробуйте войти в его положение и дать ему второй шанс. Без сомнения, Вы только выиграете от такого решения. Теперь работник будет благодарен Вам за «человеческое» отношение и будет стараться выполнять свои функции с большим усердием.
Рассказывают, что инженер одной фирмы допустил ошибку, в результате, которой фирма потеряла 500 тыс. долларов. Он пришел к своему боссу и заявил, что отнесется с пониманием к решению о своем увольнении. На что начальник ответил ему: «Уволить!?? Я только, что вложил в твое обучение 500 тыс. долларов!»
Этот патент работает и в отношениях с детьми. Скажем, ребенок попробовал сделать себе шоко (какао) самостоятельно. Попытка закончилась неудачно, порошок рассыпался, молоко разлилось. Возможная реакция: отметить его промах и выразить свое недовольство. Другой вариант: сказать ему, что ничего страшного не произошло, давай уберем вместе, а в следующий раз постарайся быть аккуратнее. Понятно, что в таком случае ребенок научится самостоятельно проделывать эту процедуру гораздо быстрее.
Понятно, что хорошим руководителем-лидером может стать только тот, кто найдет правильный баланс между требовательностью и человечностью в отношениях с подчиненными.
Безусловно, искренняя молитва о своем успехе и успехе сотрудников также является необходимым инструментом в арсенале хорошего руководителя.
Пусть Всевышний поможет Вам найти подходящий путь.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[ii] Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.
[iii] Раби Яаков бен-Ашер (Бааль а-Турим; Тур; ок. 5029-5103 /ок. 1269-1343, Германия — Испания) — один из величайших кодификаторов законов Торы, составитель галахического кодекса «Арбаа Турим».
[iv] Раби Йеошуа бар-Александр а-Коэн Фальк (Приша у-Дриша; умер в 5374 /1614; Люблин, Краков, Лемберг — ныне Львов) — выдающийся законоучитель и комментатор. Составил развернутый комментарий на Шульхан Арух — «Сефер Меирот Эйнаим» (СМА). Сохранилась только часть, относящаяся к разделу Хошен Мишпат. В судебной практике законодательные решения раби Фалька пользуются высочайшим авторитетом и часто оказываются решающими.
[v] «Тосафот» — буквально «добавления». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. «Даат Зкеним» — сборный комментарий на Пятикнижие, составленный по толкованиям авторов Тосафот к Вавилонскому Талмуду.
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Мирьям Климовская
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону