Темы: Ненависть, Цель творения, Душа, РАМХАЛЬ, Заповеди, Почитание родителей, Хесед, Стыд, Упрек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, вынуждена обратиться к вам с таким вопросом. У нас с сестрой дома у каждой есть свои домашние обязанности, о которых мы договорились с мамой. Я подметаю и мою пол, а сестра должна мыть посуду.
Проблема в том, что сестра часто задерживается с мытьем посуды, и когда мама возвращается с работы и видит грязную посуду, она очень расстраивается. Поэтому я иногда, чтобы пожалеть маму, просто мою посуду за сестру, но тогда я чувствую, что очень сержусь на сестру и даже начинаю ее ненавидеть. С другой стороны, мне очень не хочется расстраивать маму. Что вы посоветуете? Ривка
Уважаемая Ривка,
Большое спасибо, что обратились к нам. Из Вашего письма видно, что у Вас очень доброе и благородное сердце. Вы не готовы расстраивать маму, даже если в результате Вам приходится выполнять дополнительную работу.
Прежде всего, следует отметить: определенно Вы не обязаны выполнять работу за сестру. Каждая должна выполнять те обязанности, которые определила вам мама. С другой стороны, невозможно оценить награду, которая ожидает Вас за тот хесед (милосердие), что Вы проявляете по отношению к маме, и за такое исполнение заповеди почитания родителей.
Предполагаю также, что Вы уже пробовали говорить с сестрой о сложившийся ситуации. Если Вам не удалось «достучаться» до нее и она не прислушалась к Вашей просьбе тщательнее относиться к своим обязанностям, Вы не обязаны больше делать ей замечания. Тем более, если ваши с сестрой отношения от этого ухудшаются. Ведь заповедь увещевания существует только тогда, когда другая сторона готова эти увещевания услышать.
Вы пишете, что когда моете посуду за сестру, то злитесь и начинаете ее ненавидеть — и не можете избавиться от этих чувств. Тогда, возможно, стоит еще раз взвесить, стоит ли Вам выполнять за нее эту работу. Проблема в следующем: те негативные чувства, которые Вы испытываете при этом, могут быть связаны с нарушением некоторых запретов и, вполне вероятно, что это может перевесить заслугу Вашего хеседа по отношению к маме.
Если же всё-таки Вы захотите продолжать таким образом помогать маме, то важно постараться сосредоточиться на том, какое больше дело Вы делаете, как помогаете ей. И, возможно, мысль об этом, поможет Вам избежать проблематичных эмоций.
Чтобы лучше понять это, давайте обратимся к словам Рамхаля[i], который в своих трудах в нескольких местах определяет цель Творения так: Всевышний хочет дать благо Своим творениям. Зачем же тогда нужно было создавать этот мир? Почему Всевышний сразу не поместил человека в мир Будущий, где он бы сразу получил это Б-жественное благо — свою награду?
Ответ на этот вопрос такой: человеческая душа стыдится и испытывает дискомфорт, если получает то, что не заработала... Ради того, чтобы она могла, не стыдясь, принять награду, и был создан этот мир. Здесь человек может своим трудом, выполняя заповеди, заработать эту награду и спокойно наслаждаться ею в Будущем мире.
Но тогда возникает еще один вопрос: почему же Всевышний, Чьи возможности безграничны, изначально не создал человеческую душу так, чтобы она не ощущала стыда, принимая незаслуженную награду? Тогда ее можно было бы сразу поместить в Будущий мир, не было бы необходимости проводить душу через этот мир, полный различных испытаний и искушений.
Дело в том, что человек был создан по образу и подобию Творца. Кроме прочего это означает, что человек наделен качествами, подобными качествам Творца. На протяжении жизни в этом мире у нас есть возможность совершенствовать и оттачивать эти качества. Человек не мог быть создан только потребителем, который наслаждается незаслуженной наградой, поскольку в таком случае он не был бы подобен Творцу, Дающему благо.
Таким образом, каждый раз, когда мы выбираем «отдать», а не «взять», мы уподобляемся Творцу. Чем больше мы совершенствуемся в «отдаче», тем больше уподобляемся Ему. Тем более — если даем благо тому, кто не всегда заслуживает и ценит это. Ведь Всевышний также зачастую продолжает хранить нас и делать нам добро, даже когда мы этого не заслуживаем.
Получается, что по еврейскому закону Вы не обязаны помогать сестре. Если же Вы продолжаете помогать, но неприязнь и злость к сестре от этого увеличивается, то, вероятнее всего, лучше взять паузу и воздержаться от такой помощи.
Если же Вы всё-таки захотите пересилить себя и попытаться отказаться от негативных эмоций, стараясь сконцентрироваться на своем хеседе в отношении мамы, на помощи ей и на мысли о том, что так Вы уподобляетесь Творцу, то, безусловно, Всевышний увидит и оценит Ваши усилия.
В любом случае этого должно быть Ваше личное решение.
Удачи Вам.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книг «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону