Темы: Запреты, Заповеди, Желание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, если 10 Речений — это квинтэссенция всей Торы, то ожидается, что они должны говорить о возвышенных понятиях. Почему же туда вошли такие банальные вещи, как не желать дома и осла другого человека?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Безусловно, Десять Речений, полученные еврейским народом во время Синайского Откровения, более чем значимы. Еще большее значение они приобретают в свете комментария рава Саадьи Гаона, согласно которому они включают в себя все 613 еврейских заповедей.
Разумеется, эти Десять Заповедей были выбраны не случайно, и вполне вероятно, что они содержат наиболее значимые и основополагающие принципы. Например, первое Речение (Шмот 20:2), провозглашающее: «Я — Всевышний, Б-г ваш» именно таково. Последующие речения — о запрете идолопоклонства, соблюдении субботы и т. п. — также закладывают основы еврейской жизни.
Но последнее речение (Шмот 20:14), запрещающее желать дом, жену или другое имущество ближнего, в этом плане вызывает недоумение, как Вы верно заметили. Ведь вначале были основы еврейской веры и мировоззрения, почему же потом речь пошла о таких обыденных вещах, как желание заполучить чужого осла?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к комментарию Ибн-Эзры (на Шмот 20:14).
Вполне легитимно спросить: как Тора может предписывать нам, чего желать, а чего нет? Неужели человеческие желания находятся под контролем разума и сердце может не пожелать того, что ему захочется?
Именно это заблуждение и призвана исправить заповедь «Не желай». Ведь после того, как в первых Речениях нам возвестили, что Всевышний создал этот мир и руководит им, и контролирует всё, что в нем происходит, мы должны понять: всё, что человек может приобрести в этом мире, также зависят от Него.
И, значит, нет никакого смысла желать то, что принадлежит другому: если Всевышний решил, что это — имущество другого, а не мое, то желать этого так же бессмысленно, как желать, например, чтобы у человека выросли крылья. Получается, что в этом смысле заповедь «Не желай» является прямым продолжением заповеди «Я — Всевышний, Б-г ваш».
Но если посмотрим на эту заповедь шире, то увидим, что она содержит еще более важное «послание». У Торы как системы ценностей — уникальное стремление исправить человека, поднять его на более высокий духовный уровень.
Иными словами, благодаря заповеди «Не желай» мы понимаем, что конечная цель Торы — это не просто законодательно закрепить, что нам предписано и запрещено делать, а, скорее, изменить и возвысить сам строй наших мыслей, наше мышление. И даже желания человека, в конечном счете, определяются духовной системой Торы.
Законы Торы предназначены не просто для регулирования нашего поведения. И даже если человек, пересилив себя, не нарушит какой-то закон, противоречащий естественной человеческой склонности, это, конечно же, будет похвально, но не идеально.
Воздействие заповедей Торы еще сильнее: они преобразуют личность того, кто их соблюдает.
Например, заповедь «Не убий» не просто запрещает убийство, она формирует личность, неспособную совершить убийство. Так и заповедь «Не желай» в результате преображает человека так, что у него не возникает даже мыслей о чужом имуществе.
Итак, Тора предъявляет строгие требования к нашему поведению, но еще более сложной является конечная цель Торы — сформировать человеческую личность. Заповеди должны повлиять не только на то, что мы делаем, но и на то, кем мы являемся.
С уважением, Яков Шуб
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
О Десяти Заповедях, начертанных на Скрижалях Завета
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Пантелят
Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваэтханан»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону