Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Йеуда относился к молитве с исключительным трепетом. В Талмуде рассказывается, что «перед каждой молитвой р. Йеуда облачался в свои лучшие одеяния».

Рав Йеуда бар Йехезкель (в Талмуде назван просто «рав Йеуда»; 3980 — 4060 /220 — 300/ гг.) — ближайший ученик Рава (см.) и Шмуэля (см.), основатель и руководитель ешивы в Пумбедите.

Родился в день, когда умер р. Йеуда Анаси (Кидушин 72б).

Учился у отца, рава Йехезкеля — знаменитого знатока Торы, из почтения перед которым вставал даже великий Шмуэль; затем р. Йеуда был одним из ближайших учеников Рава в ешиве Суры. После смерти Рава (4007 /247/ г.) он продолжил обучение в ешиве Неардеи у Шмуэля, с которым так же был очень близок (Раши, Сукка 9а; Седер адорот).

Шмуэль гордился своим учеником и говорил, что р. Йеуда более похож на ангела-небожителя, чем на смертного человека (Нида 13а).

После смерти Шмуэля (4013 /253/ г.) р. Йеуда стал его преемником в Неардее (Раавад, Седер акабала); а когда в 4018 /258/ году Неардея была захвачена и разрушена войсками князя Пальмиры, р. Йеуда основал новую ешиву в соседнем городе Пумбедите. Эта ешива постепенно превратилась в ведущий центр изучения Торы, а сам р. Йеуда стал признанным главой мудрецов своего поколения (Послание рава Шриры Гаона).

Рав Йеуда считал, что с образованием новых крупных центров изучения Торы в Суре и Пумбедите вся земля Вавилонии освятилась святостью Торы — и теперь «каждый живущий в Вавилонии подобен живущему в Земле Израиля» (Ктубот 111а, Раши). Более того, он полагал, что в сложившейся ситуации вообще не следует возвращаться в Святую Землю — по его мнению, евреи должны будут возвратиться из изгнания только в час конечного избавления, с приходом Машиаха. Рав Йеуда учил: «Каждый, кто поднимается из Вавилона в Землю Израиля, преступает повеление пророка, ведь сказано (Ирмия 27:22): “В Вавилон они будут приведены и там останутся до того дня, когда Я вспомню о них” (Брахот 24б; Ктубот 110б)».

Однако Талмуд поясняет, что имеется в виду лишь запрет «подниматься стеной» (Ктубот 111а) — т.е. «всем еврейским народом, захватывая страну силой» (Раши), — но запрет не затрагивает отдельных паломников и отдельных людей, переселяющихся в Землю Израиля, чтобы изучать там Тору и выполнять заповеди, обусловленные святостью этой земли.

Рав Йеуда уделял особое внимание сохранению в изгнании иврита — святого языка Торы. Он запрещал использовать в молитве арамейский язык — разговорный язык евреев Вавилонии (Шабат 12б); благодаря этому иврит был сохранен как язык молитвы — трижды в день уста каждого еврея обращаются к Б-гу на святом языке.

Сам рав Йеуда относился к молитве с исключительным трепетом. В Талмуде рассказывается, что «перед каждой молитвой р. Йеуда облачался в свои лучшие одеяния» (Брахот 30б) — это стало одним из источников существующего доныне обычая: в час молитвы облачаться в парадные одежды, подходящие для торжественного приема во дворце у Царя царей (Рамбам, Законы молитвы 5:5).

Талмуд отмечает: в ешиве, возглавляемой р. Йеудой, изучались, в основном, те разделы Мишны, в которых регламентировались имущественные и правовые отношения между людьми (Брахот 20а). Рав Йеуда утверждал, что, если человек стремится достичь благочестия, он должен с особенной щепетильностью выполнять именно эти законы Торы — чтобы ни в коем случае не нанести кому-нибудь убытка или ущерба (Бава кама 30а).

Ближайшими учениками р. Йеуды были р. Йосеф бар Хия (см.), Раба (см.) и р. Зейра (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Торы.

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?