Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был знатоком Галахи, каббалистом и одним из идеологов хасидского движения в Восточной Европе. Биография раввина, который был готов считать праведником самого закоренелого злодея.

Раби Мешулам-Файбиш бар Аарон-Моше Алеви Геллер (р. Мешулам-Файбиш из Зебаржа; умер в 5555 /1795/ г.) — праведник и кабалист; один из первых выдающихся идеологов хасидизма.

Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера (см.), автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).

Учился у р. Дова-Бера (Магида из Межирича; см.), а затем — у р. Йехиэля-Михла из Злочева (см.).

Хасиды рассказывают, что р. Мешулам-Файбиш имел обыкновение называть каждого человека «цадиком» (праведником) и стремился увидеть в каждом, даже в закоренелом грешнике, лучшую сторону.

Всю свою жизнь р. Мешулам-Файбиш провел в крайней бедности. Однажды зажиточный хасид подарил ему дорогую шапку, отороченную шелком, и р. Мешулам-Файбиш очень ее берег. Однако не прошло много времени, как шапку украли, — ведь дом р. Мешулама-Файбиша всегда был полон самыми разношерстными посетителями. И когда к нему вновь пришел подаривший шапку хасид, р. Мешулам-Файбиш признался ему, что «какой-то праведник, у которого, вероятно, не было своей шапки, забрал подаренную». «Какой же он праведник?! — возмутился хасид. — Ведь в нашей святой Торе написано: “Не кради!” (Шмот 20:13)». «Ну что я могу поделать? — вздохнул в ответ р. Мешулам-Файбиш. — Конечно он праведник! Ведь ясно сказано у пророка (Йешая 60:21): “А народ твой — все праведники!”. Следовательно, и этот человек — праведник!» (Гдолей адорот).

В своей книге Дерехэмет (Путь истины) р. Мешулам-Файбиш изложил основы хасидского учения — в оригинальной интерпретации, воспринятой им от р. Дова-Бера, Магида из Межирича.

В чеканных словесных формулах он запечатлел глубочайшие идеи кабалы, связанные с духовным предназначением человека в сотворенной Вселенной.

«Сотворение неба и земли, — писал он, — представляло собой как бы облачение “небытия” в материальные “одежды” и являлось нисхождением с высшего, духовного, уровня реальности на более низкий. А праведник в своем служении освобождается от материального облачения и, непрестанно размышляя о Б-ге, осознает Творца в Его “самости”, в состоянии “небытия” — как бы до сотворения мира. В своем сознании он возвращается из сотворенного мира к “небытию”, и такое восхождение с низшего уровня реальности на высший — даже большее чудо, чем само сотворение мира… И я слышал из святых уст Магида из Межирича, что Вселенная сотворена лишь ради этого — не ради материальности, но только ради того, чтобы праведный человек мог вернуться к своему истоку и “прилепиться” к Творцу» (Дерех эмет).

Он учил, что в своем духовном служении человек, стремящийся «прилепиться» к Всевышнему, должен пройти через некое «второе рождение» — переходное состояние, подобное «небытию, предшествовавшему сотворению мира». «Как брошенное в землю семя не сможет превратиться в росток, пока не перестанет существовать в качестве семени, — пояснял он, — …так и человек: если он стремится к близости с Б-гом, ему необходимо в своем сознании вернуться к состоянию мира до сотворения, и тогда Всевышний, да будет Он благословен, как бы сотворит его заново, и он станет подобен мощно бьющему роднику и могучей реке, воды которой не пресекаются» (там же).

В последующих поколениях книга Дерех эмет приобрела статус одного из самых аутентичных и авторитетных источников хасидской традиции.

Р. Мешулам-Файбиш Геллер был призван в Небесную Ешиву двадцатого кислева 5555 /1795/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?