Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Финансовые вопросы, Ашер Кушнир, Рав Ашер Кушнир
Здравствуйте! Сколько надо платить за шидух? Мне шадханит назвала фантастическую сумму — 500 долларов. Справедливо ли за пару телефонов брать такие суммы? И надо ли вообще платить? Александр
Уважаемый Александр!
Вы задаете несколько вопросов, поэтому попробую ответить по порядку.
Надо ли платить за шидух?
Да, надо. По установленному нашими мудрецами закону плата за шидух подобна оплате труда наёмного работника. И если человек уклоняется от оплаты, шадханит может подать на него иск в раввинский суд. Это со стороны сухой буквы закона.
Но и без этого последствия такого поступка могут быть самые неблагоприятные. Как предупреждают мудрецы и как известно из опыта жизни, неоплата может повлиять мистическим образом на отношения между мужем и женой.
Справедливо ли это?
Конечно же, мы не обсуждаем то, что уже повелевается, но саму Вашу постановку вопроса стоит проанализировать. Стоит понять, почему у Вас закралось сомнение в справедливости того, что работу шадханит надо оплачивать. Если поймём, то прояснится и ответ Вам.
Причины могут быть разные, и о них можно только догадываться.
1. Может, Вам кажется, что за «пару телефонов» несправедливо брать такие деньги. Но тогда стоит поинтересоваться, сколько усилий занимает сделать хоть один шидух. То есть, сколько времени тратится на предварительные встречи и знакомства с возможными кандидатами, сколько телефонных звонков требуется, чтобы выяснить необходимую информацию и понять хоть одного человека, не говоря уже о том, сколько времени и усилий требуется, чтобы снова и снова вести его шидух и т.д. Тут и ответ Вам. Может быть, усилия шадханит внешне выглядят незначительными, но на самом деле ей приходится проделывать большую работу, чтобы в конечном итоге прийти к какому-то конкретному результату. Так неужели за это ей не полагается плата?
2. А может быть, по старинке привыкли получать то ли бесплатно, то ли «за бутылку»? В таком случае, ответ Вам, что это «по-ихнему», но это не по-нашему…
3. Но, скорее всего, Вы полагаете, что такое важное дело, как шидух, надо делать бесплатно, ведь это мицва… На это можно ответить, что если уж это мицва, то не мы, а мудрецы Торы должны решать, полагается платить за эту мицву или нет…
4. Конечно, возможна и совсем другая причина сомнений, которая лежит в плоскости общечеловеческих качеств и пороков, но разбирать её не стоит, так как ответа на это, увы, нет…
Так или иначе, платить надо!
Сколько надо платить?
Платят столько, сколько изначально было условлено с шадханит. А если не было договора, то величина оплаты зависит от того, что принято в том обществе. Конкретно, в нашей среде русскоязычных баалей тшува нет установившейся таксы и решение определить непосредственную сумму предоставлено самой шадханит. Естественно, она должна прежде об этом посоветоваться с раввином.
Почему так много?
Не знаю, 500$ — это много или мало, всё относительно и зависит от многих обстоятельств, включая Ваши реальные доходы… Тут же речь идёт о принципе.
Представьте, что Вы уже много лет ищете свою будущую жену. Многочисленные встречи, усилия, затраты, бессонные ночи, но, увы, всё тщетно. Вы в отчаянии обращаетесь за помощью к одному знакомому. Он кивает головой:
— Я знаком с подходящей девушкой. А сколько Вы готовы заплатить за информацию о ней, то есть, во сколько Вы оцениваете будущую жену?
— Миллионы!
— Вы уверены?
— Уверен! Жена стоит всех денег в мире!!!
Он даёт Вам её данные, Вы с ней встречаетесь, и оказывается, что это действительно та девушка, которую Вы искали. Как здорово, мир прекрасен, эйфория!
Но вот пришло время отблагодарить Вашего знакомого. Вы идёте к нему каменными ногами, встречаете и дрожащим голосом спрашиваете:
— Сколько?
А он Вам:
— Всего лишь 500$…
Так это много или мало?
С уважением, Ашер Кушнир
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону