«И обрежет Господь Бог твое сердце» (30:6). В предыдущем разделе, в этом и следующем мы читаем о грядущих бедах, предназначенных побудить евреев сделать тшуву.
Однажды к раби Аврааму Коэну в Тунисе пришел человек и спросил: «В последнее время обрушились на меня несчастья. Почему Б-г делает мне плохо, почему это все происходит со мной»?
Сказал ему: «Расскажу тебе случай».
Деревенщина захотел поехать в столицу Туниса. Сказали ему:
— Поезжай в Спакс, сядь на поезд, и на нем доедешь.
А он никогда в жизни не видел поезда.
Приехал на станцию, купил билет. Посмотрел, увидел длинную комнату со скамейками. Выбрал место и сел. Ждет.
Тут услышал громкий звук, все задвигалось, раздался стук колес. Сказал:
— Что это? Комната едет?
Пошел в соседний вагон и так далее. Все комнаты красивые и мчатся.
Высунул голову в окно и увидел длинную цепь вагонов.
Спросил:
— Что же заставляет эти комнаты мчаться?
Сказали ему:
— Пойми, они же не сами едут. Впереди паровоз, в нем двигатель, и он тащит все остальное.
— Ну, а паровоз этот чудесный сам едет? — спросил изумленный деревенский житель.
— Конечно, нет. Там сидит машинист, в руках руль, под ногами педали, — посмеялись над ним.
Высунул он голову в окно, паровоз увидел, а машиниста нет.
— Есть там кто? — крикнул изо всех сил вперед. — И никто не ответил.
— Нет там никого, — крикнул он. — Паровоз сам едет, а за ним поезд мчится без цели в никуда.
Но вдруг раздался гудок, и поезд остановился.
И тогда он понял, что есть машинист, направляющий движение поезда.
Ты понял, сказал рав. Пока жизнь течет как обычно, можно думать, что все происходит само собой, естественным образом. А когда раздается предупреждающий гудок, когда останавливается поезд, когда что-то происходит, начинают понимать, что есть водитель, что Святой, благословен Он, направляет наш путь.
Если спросишь: каждая мицва — частность, но где основа, которая все соединяет? Ответ — заповедь. Заповедь существует, потому что есть тот, кто заповедует, есть Господь.
Это основа мицвот. И основа всех нарушений — в том, что отклоняются от Его велений и желаний, даже от самой малой и легкой мицвы. «Если скажет слуга хозяину: все, что скажешь мне, сделаю, кроме одного — уже вышел из повиновения, и правильное в его глазах сделает» (שערי תשובה א-ו).
И это основа тшувы. Отвернулся? — Повернись лицом! Удалился? — Приблизься! Отошел? — Вернись! Взбунтовался? — Прими ярмо (власть)! В чем? Во всех деталях, во всем, что делал не так, во всех неудачах. Но в ту минуту, что примешь на себя подчиниться и все исполнять, в момент, когда раскаялся во всех прошлых ошибках, в этот миг уже исправил весь корень, основу.
И в тот миг уже можешь предстать перед Творцом. Как верный солдат, готовый исполнить любой приказ.
Еще неделя, и призовут нас на суд. Есть у нас семь дней, чтобы покориться. И если примем на себя ярмо, можем выпрямиться.
Потому что даже самые пустые люди в Израиле полны мицвот как гранат. А прегрешения улетят, будто и не было, потому что раскаялись в них и оставили их.
И если так сделаем, можем быть уверены в хорошей записи и печати (מעין השבוע).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.