Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Почему вы уделяете столько времени своим самым тяжелым ученикам? — некоторые задавали этот вопрос раву Ицхаку Зильберу, предполагая, что он чересчур наивен и недостаточно строг в отборе учеников. Много хороших и талантливых юношей посещали уроки рава Ицхака, однако были и не готовые к серьезной учебе. Их не желали терпеть другие учебные заведения, но рав Ицхак был готов принять и пригреть каждого. Более того, почему-то именно им уделял он большее внимание, оказывая знаки симпатии и любви.

Когда один из его учеников бросил учебу в иешиве, то рав Ицхак все равно продолжал опекать его. Этот молодой человек устроился на работу, но поздно вставал и постоянно опаздывал. Тогда уже пожилой рав Ицхак начал каждое утро приходил к нему домой, чтобы поднять его с постели.

Ученики рава Ицхака считали его не только Учителем, но и отцом. Каждый из них ощущал такую любовь рава, что считал себя самым любимым сыном. Многие из этих «тяжелых» учеников, благодаря любви рава, преуспели в жизни…

— Сегодня меня попросили открыть секрет воспитания детей, — с этих слов рав Йосеф Митник начал свою речь, обращаясь к почти полуторатысячной аудитории, собравшейся в Грэнд-Хайат Отеле в Манхэттене. Более тридцати лет назад Объединение еврейских школ США «Тора и Масора» наградило моего соседа и хорошего друга рава Митника почетным званием «Лучший учитель года». Тогда в огромном банкетном зале крупнейшей гостиницы Нью-Йорка собрались директора и педагоги американских еврейских школ, активисты еврейского образования в Америке.

— Что ж, этот секрет кроется в книге, которую написала моя мама, — загадочно продолжил рав Митник. — В этой книге всего лишь одна страница, а на странице одна строчка. Эта книга никогда не была опубликована, и если быть откровенным, то моя мама и не могла ее написать, ей было не до написания книг — она выросла в нищете под Киевом и всю жизнь посвятила воспитанию детей. И, тем не менее, фраза, которую повторяла мама, важнее всех книг по психологии, которыми можно было бы заполнить этот огромный зал!

И тогда рав Митник произнес перед завороженной аудиторией слова, которые слышал от своей матери: «Скажи ребенку, что он хороший, и он станет лучше!»

В этом нет ничего удивительного. Мы приехали из страны, в которой люди панически боялись перехвалить детей. Нам казалось, что нужно всегда требовать большего, а хорошее слово может расслабить и испортить ребенка. Впрочем, благие намерения отнюдь не всегда ведут к желаемой цели.

Мне не раз приходилось выслушивать жалобы американских психологов, которые сетуют на то, что русскоязычные родители умеют лишь критиковать своих детей. Если ребенок приносит плохие отметки, то родители недовольны и требуют лучших отметок. Если ребенок начал приносить хорошие отметки, то родители все равно недовольны и требуют еще лучших. Но даже если ребенок начал получать отличные отметки, то все равно родители не хвалят его, требуя, чтобы он занимался еще лучше. «Так зачем стараться? — в конце концов спросит себя ребенок. — Если родители все равно недовольны, то какая разница, как я учусь, с таким же успехом можно и ничего не делать!»

Этот подход уничтожает мотивацию к учебе, а постоянная критика оказывает гипнотическое воздействие: ребенок начинает действительно верить родителям, называющим его лентяем. Однако, к счастью, есть и еврейский подход к воспитанию детей, основы которого мы находим в Торе:

Ицхак полюбил Эсава, потому что добыча в устах его, а Ривка любила Яакова (Берешит 25:28).

Почему Ицхак любил отбившегося от рук Эйсава?

Раши объясняет, комментируя слова «добыча в устах его», добыча в устах Эйсава, потому что он обманывал (отца) своими речами.

Но неужели Ицхак был настолько наивен, чтобы позволить Эйсаву обмануть его? Разве он не видел, что праведник Яаков в гораздо большей степени достоин его любви? Почему Ицхак продолжал настаивать на том, чтобы Эйсав получил его благословение первородства?

Ицхак преподнес нам всем важный урок. Он был человеком необыкновенной силы духа. Однако когда его сын Эйсав встал на неверный путь, то он направил все свои силы не на то, чтобы наказать его, а, сдерживая свой гнев, проявлял терпение, милосердие и любовь. Только это и могло спасти его «трудного» сына. Ицхак научил нас верить в наших, даже самых трудных детей. Рав Деслер пишет, что Ицхак стремился дать благословение первородства Эйсаву, потому что верил: это может помочь ему встать на правильный путь в жизни. Не думайте, что Ицхак был наивен, просто он осознавал великую силу любви…

«Что мне делать, мой сын оставил традиции нашего народа»? — спросил однажды еврей Баал Шем Това. И тот ответил: «Люби его еще больше!»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?