Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«С такими результатами тестов этот ученик у нас учиться не сможет», — шепчет мне педагог. «А мне кажется, что сможет, и учиться будет хорошо», — не соглашаюсь я с ним тоже шепотом.

В Синай Академи проходят вступительные экзамены. Только что закончил знакомство с этим мальчиком, и он продолжает сидеть в нескольких шагах от меня в ожидании нашего решения.

Почему я проявляю оптимизм и спорю с учителем-реалистом? Не раз я был свидетелем того, как, казалось бы, самые слабые ученики, удивляя всех, расцветали в Синай Академи, подобно «Праведнику, который, как пальма, расцветет» (Псалмы 92: 13). Конечно, чудеса не происходят каждый день, но в случае этого конкретного мальчика чудо, безусловно, имело место. Он с отличием окончил нашу школу, поступил в колледж и продолжает изучать Тору.

В свете этого и других педагогических чудес название школы — «Синай» — обретает особый смысл.

«В третьем месяце после Исхода народа Израиля из земли египетской… пришли они в пустыню Синай» (Шмот 1: 18).

Выйдя из Египта, евреи видели вокруг безжизненную пустыню, но в момент Дарования Торы гора Синай расцвела, покрывшись зеленью, цветами и плодами! В память об этом в праздник Шавуот синагоги и дома украшаются зеленью и цветами. Это чудо выражает следующую мысль: если даже безжизненная гора Синай расцвела в момент Дарования Торы, то тем более может расцвести и изучающий Тору человек!

Тора — это вода! «Прольется как дождь учение мое» (Дварим 32: 2), — говорил Моисей, обращаясь к еврейскому народу. Воды дождей и духовные ценности Торы спускаются с Небес, очищая и оживляя Землю и живущих на ней.

Прошедший праздник Ту би-Шват — Новый Год деревьев — является водоразделом лет. После Ту би-Шват начитается сезон дождей нового года. Этот день напоминает нам, что и мы, люди, нуждаемся в новой воде — мудрости Торы, способной вдохновить нас.

«Зачем человеку отмечать Новый год деревьев?» — удивится читатель.

У дерева есть корни, плоды. А у людей? Наши корни впитывают от родителей и учителей ценности Торы, которые мы передаем детям и ученикам — своим плодам. Дерево без корней — это дерево без плодов. Так же и народ без прошлого — это народ без будущего!

Ту би-Шват отмечает начало весны. Деревья пробуждаются от зимней спячки, по стволам начинает подниматься сок. И мы в это время можем ощутить тепло в наших сердцах, проснуться духовно, наполнить себя жизненными соками Торы и молиться о том, чтобы удостоиться совершить много добрых дел — хороших плодов.

Когда Всевышний сотворил мир, то все деревья плодоносили. «И сказал Всевышний: да прорастет земля… плодовым деревом, дающим плод по виду его» (Берешит 1: 11). На неком духовном уровне произошел сбой, и земля произвела лишь «дерево, дающее плод» (намек: ветвь и плод стали разного вкуса, подобно тому, как отличаются процесс (ветвь) от (плода) результата труда). Когда взятый из земли (Адама) Адам совершил грех, съев запретный плод, и земля была наказана: многие деревья лишились способности приносить плоды, фрукты. Но когда придет Мошиах, все деревья вновь будут приносить плоды. «Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плоды!» (Дварим 26: 3—4). Раши поясняет, что деревья полевые — это деревья нефруктовые, но в будущем и они будут плодоносить!

В Ту би-Шват решаются судьбы всех деревьев и их плодов. В этот день даже нефруктовые деревья как бы (в неком духовном смысле) мечтают о своих плодах и присоединяются к мольбе о возвращение евреев на свою землю. Поэтому каждый из нас, даже считая себя неудачником, может обратиться с молитвой о том, чтобы быть удостоенным хороших плодов — добрых дел, — объясняет рав Моше Вольфсон. В Ту би-Шват праведники молятся о том, чтобы удостоиться хорошего этрога (цитруса), символа добрых дел в праздник Суккот.

Пророки пишут, что деревья будут «рукоплескать» освобождению евреев, радоваться, что пришло время, когда каждый человек выполняет свое предназначение и приносит свой плод! «Ибо как дождь нисходит с неба… и поит землю, так же будет слово Мое… Ибо с весельем выйдете и с миром водимы будете, горы и холмы разразятся пред вами песней, и рукоплескать будут все деревья поля» (Исайя 55: 10-12).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?