Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек не только параллелен всем высшим мирам и управляет ими своим служением, но и в каком-то смысле подобен Всевышнему

Предисловие

Суть всех четырех Врат книги Нефеш аХаим — отношение между человеком и Творцом. В каждом из Врат обсуждается отдельный аспект отношения к Творцу. Кроме того, в практике каждого из аспектов есть свои опасности, и автор объясняет в каждых Вратах, чего следует остерегаться.

В Первых Вратах автор объясняет отношение человека к Творцу в исполнении Его заповедей. Человек сотворен по «образу Б-га». Смысл этой концепции — что все миры, от самого высшего и до нашего материального, дали часть своих сил для построения человека, чтобы человек этими силами исполнял свое служение в нашем мире.

Реальность человека достигает самого высшего мира. Поэтому в своем служении он стоит параллельно высшим мирам, и своим выбором производит самые высокие вещи, влияющие на все миры. Когда человек исполняет заповедь, он пробуждает высшие силы, соответствующие данной заповеди, и тем самым он протягивает и на себя святость из высшего места.

Опасность, связанная с данным образом служения, заключается в том, что можно подумать: поскольку человек столь велик, он может действовать в мире и притягивать в него святость не через Тору и заповеди. Но это неверно. После дарования Торы снисхождение святости в мир происходит только через Тору и заповеди.

* * *

Во второй части Первых врат объясняется, что безмерное величие человека — основа процесса раскаяния. Поскольку корень души человека столь высок, его грехи не могут повредить корень души, и даже после греха в его силах протянуть новый свет святости и очистить себя от зла.

Во Вторых Вратах автор объясняет, что человек подобен не только высшим мирам и высшей Колеснице, но его душа в чем-то подобна Самому Всевышнему. Как Всевышний возвышается над всеми высшими мирами, и он соединяется и пребывает в них, чтобы управлять ими и давать им жизнь, так душа человека находится над телом, и она соединяется с телом, чтобы давать ему жизнь и управлять им.

В этом величие человека проявляется еще больше, чем в Первых Вратах. Человек не только параллелен всем высшим мирам и управляет ими своим служением, но и в каком-то смысле подобен Всевышнему. Своим служением он может способствовать тому, чтобы Всевышний присоединился к мирам и воздействовал на них большей святостью. Это и называется «подобие Б-га», о котором говорится в стихе Торы «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».

* * *

В Третьих Вратах объясняется, что в определенном аспекте весь мир аннулируется по отношению к Всевышнему, как будто — с Его точки зрения — мир вообще не существует. При чтении первой фразы Шма Исраэль, на слове эхад (Один), следует иметь в виду и эту концепцию.

Здесь также есть опасность: если размышлять об этом слишком много, можно потерять все исполнение Торы.

* * *

Четвертые Врата посвящены величию изучения Торы. В них говорится, что в изучении Торы ради нее самой человек находится вне мира, он как будто стоит рядом с Творцом и влечет существование и жизнь миру. Исправления миров, которые человек производит молитвой и заповедями — это нечно подобное награде: человек исполняет волю Творца, и Он дает ему воздаяние. Но жизненная сила, приходящая в мир вследствие изучения Торы, не есть награда за учение, она — реальность того, что занятие Торой дает миру жизнь.

ВРАТА ПЕРВЫЕ

Глава первая

 

Написано: «И сотворил Бог человека, по образу и подобию Своему сотворил его» (Берешит, 1:27). И написано «ибо по образу Бога создал Он человека» (Берешит, 9:6).

Конечно, глубина понятия «образ» относится к тем вещам, которые затрагивают высшие основы Мироздания. Это включает в себе большинство сокровенных тайн Зоара[1].

Однако здесь мы поговорим о слове «образ», в соответствии с путем, который нам указывают мудрецы древности, ранние комментаторы простого смысла стиха «Сделаем человека по Нашему образу, как подобие Наше».

Слова «образ» и «подобие» здесь невозможно понимать буквально[2]. Ведь прямо сказано: «Кого вы Ему уподобите»? (Ишаяу, 40:18).

Поэтому «подобие» надо понимать как сходство в чём-то определенном. Как сказано (Псалмы 102:7): «Я уподобился пеликану в пустыне». Автор не имел в виду, что у него выросли крылья и клюв. И не стал он выглядеть как пеликан. Он лишь хотел сказать, что стал похож на пеликана своим скитанием и одиночеством, как эта птица, обитающая в безлюдных местах и все время перелетающая с места на место.

Подобно этому следует понимать и «образ». И понятия «подобие» и «образ» в каком-то смысле похожи[3] в своем значении.

Комментарий

Понятие подобия человека Всевышнему, о котором идет речь в стихе «сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему» — основопологающе. Оно включает в себя большую часть тайн Зоара, все Первые Врата посвящены его объяснению, и остальные врата книги также на нем основаны. Поскольку упомянуты два слова, речь идет о двух аспектах. «Образ» означает уподобление человека Творцу своими деяниями. Посредством исполнения заповедей человек становится «компаньоном» Всевышнего в управлении миром. А «подобие» указывает на то, что душа человека в чем-то подобна Всевышнему.

На этих двух аспектах и основаны двое первых Врат книги. Смысл сотворения человека «по образу и подобию» Творца — в том, что все мироздание и даже, аллегорически выражаясь, Сам Творец как бы дали часть себя в человека при его сотворении. Тем самым человек стал управителем мироздания, ибо тот факт, что он включает в себя все его детали, позволяет ему управлять всем миром и исправлять его.

В Иерусалимском Талмуде сказано, что «Всевышний выполняет все заповеди». Это означает, что высшие миры, ответственные за управление миром, упорядочены по схеме, параллельной 613 заповедям Торы. И когда человек исполняет некую заповедь, он воздействует корень этой заповеди в высших мирах, пробуждает его и добавляет святости в тот мир. Все это и объясняется подробно в Первых Вратах.

Но понятие «подобие» еще более возвышенно. Оно выражает тот факт, что душа человека в чем-то подобна Самому Творцу. Душа соотносится с телом так, как Творец соотносится с сотворенным мирозданием. Это подобие позволяет связь с Творцом мира до полной самоаннуляции по отношению к Нему, ведь поскольку у человека есть отношение к уровню выше своей реальностью посредством души, в его силах подниматься еще и еще, вернуть душу к своему источнику и полностью самоаннулироваться в этих высших мирах. Этой самоаннуляцией человек затрагивает точку, высшую над всеми мирами, первичную точку творения, и влечет связь и распространение Всевышнего в мирах.

Основное служение, связанное с данной концепцией — в молитве, которая подобна жертвоприношениям. В ней человек отдает свою душу, приносит и аннулирует себя по отношению к Всевышнему.


[1] Сокровенная часть Торы изучает становление мироздания от Творца и Его раскрытие в каждом мире. Как мы увидим далее все миры, вместе взятые, схематически изображаются в форме человека. Поэтому объяснение концепции «образа и подобия» включает в себя большую часть вопросов сокровенной Торы, но не все вопросы, поскольку есть миры, которые из-за их возвышенности не включаются в схему формы человека.

[2] Буквальное значение слова дмут («подобие») — это копия какого-либо объекта, что невозможно по отношению к Творцу.

[3] Как «образ», так и «подобие» означают — «определенное сходство». Но поскольку в стихе упоминаются оба, это означает два различных аспекта сходства между человеком и Творцом.

Перевод: Пинхас Зидман


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?