Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек сам отвечает за свои поступки. Даже если кто-то дает обещание, которое не может выполнить, это не освобождает от ответственности того, кто на него полагается.

«И сказал Б-г змею: “Так как ты сделал это. на брюхе твоем ходить будешь”[1].

Следует разъяснить, почему в наказание за сделанное, змею было ска­зано, что он будет ползать на брюхе. Это можно объяснить словами му­дрецов, да будет благословенна память о них. До греха человека, дурное начало, которое выглядело как змей, находилось снаружи и могло уста­ми соблазнять его, ведя с ним беседу (как люди говорят между собой). После греха дурное начало стало частью человека, и соблазняет его в сердце, уговаривая нарушить волю Творца. Это можно понять при по­мощи притчи.

Притча.

Один человек отправился в дорогу по своим торговым делам. Когда он проезжал один город, ему встретился родственник, бедняк, который стал его просить: “Я собираюсь жениться, но у меня нет одежды, и из-за этого свадьба уже долгое время откладывается!” Торговец обещал привезти ему шелковую и вышитую одежду, когда будет возвращаться. Когда торговец ехал обратно, родственник вышел его встретить уже с кольцом и в талите. Торговец спросил: “Что все это означает?” Тот ответил: “Доверяя твоему щедрому обещанию, что ты привезешь мне приличную одежду, я уже женился”. Ответил торговец: “В таком случае, я тебе ничего не должен, ведь раз невеста согласилась выйти за тебя замуж, когда у тебя не было приличной одежды, то уже не уйдет от тебя из-за этого”.

Смысл этой притчи в том, что до греха первого человека, сила соблаз­нять была у змея только во рту, подобно тому, как продавец неустан­но расхваливает свой товар. Поэтому ему требовалось ходить прямо и выглядеть достойно — чтобы он мог разговаривать с человеком. Но после того, как он уже запустил в человека свой яд, свое зло, и теперь у человека самого возникла тяга к греху, змею уже не требовалось вы­глядеть похожим на человека. И поэтому Всевышний сказал: “Так как ты сделал это…” — так как ты уже запустил в человека зло, твой до­стойный образ стал ненужным. Ты сможешь продолжать творить свое зло и ползая на брюхе.

Есть еще одно объяснение, согласно сказанному мудрецами[2], да будет благословенна память о них, — “И сказал Б-г змею: “Так как ты сделал это.”. С Адамом и Хавой Всевышний вел диалог, и не стал сразу выносить им приговор. Но со змеем Ему обсуждать было нечего и Он сразу определил ему наказание. Почему Всевышний не дал ему возможности оправдаться? Это можно понять согласно сказанному[3]: “Жаль, что мир лишился замечательного слуги”. Ведь если бы змей не был проклят, то у каждого еврея в услужении были бы два змея. Они приносили бы ему драгоценные камни издалека, и еще приносили бы ему землю для сада и для строительства. (Змей до греха находился в про­межуточном состоянии между животным и человеком. Он был умнее жи­вотных, умел говорить, у него были ноги, и он ходил вертикально — прим.) То есть, главная цель существования змея была служение человеку. И несколько странно, что после того, как человек воспользовался бы им для важного дела, стал бы пользоваться его услугами для низменной работы. Почему Всевышний сотворил его именно так? Следует разъ­яснить это так: Каждому, кто внимательно изучает слова мудрецов, известно, что до греха человек был кристально чист от всякого рода стремлений к материальному и от всякого рода страстей. И был он свят, как Небесное воинство, и похож на ангела. Ему полагались только отдых и покой, как важному вельможе. А для материальных и телесных нужд, Всевышний создал змея, который и выполнял бы все, необходимые для человека задачи, от небольшой до сложной. Но после того, как змей за­разил человека своим ядом, и человек приобрел способность к греху, Всевышний решил, что теперь ему уже нехорошо пребывать в покое. Он сделал так, что теперь человек должен сам заботиться обо всех сво­их нуждах и пропитании, поскольку, как сказали мудрецы, эти заботы отвлекают человека от греха. Поэтому и сказал Всевышний человеку: “Проклята земля из-за тебя”[4], чтобы умножить работу, которую человеку придется делать. И написано в мидраше[5]: Сказал рабби Аха: “Что привело к тому, что они (поколение Потопа) взбунтовались против Меня? Не потому ли, что им требовалось заниматься посевом только раз в сорок лет?! С этих пор им придется трудиться постоянно”.

Притча.

У одного богача был единственный сын. Он был очень изнеженным, и отец освободил его от всех домашних и полевых работ. Он нанял доверенного, и тот управлял всеми делами богача. Однажды этот человек хитростью оказался в обществе сына богача и стал моро­чить ему голову всякими небылицами и довел его до того, что тот стал печальным и запуганным. Отец увидел, что произошло с сыном в об­ществе того человека, и стал советоваться с врачами, как развеять его страхи. Врачи сказали, что если он будет занят повседневным трудом и ведением торговых дел с людьми, то страхи покинут его сердце. Отец прислушался к совету и сказал своему управителю: “Уходи отсюда. Ты не будешь больше работать у меня, ведь ты запугал моего сына!” Тот решил, что его увольняют в наказание за это и стал извиняться и дока­зывать, что не хотел ничего дурного, а потому ему не полагается нака­зание. Ответил ему богач: “Теперь это не имеет значения. Свою долж­ность ты потерял в любом случае. Все, что делал ты, теперь будет делать мой сын ради исцеления. А тебе больше нечего делать в моем доме”. Смысл этой притчи разъясняется вышеприведенными словами мудре­цов. Всевышний сказал змею: “Так как ты сделал это…” — не имеет уже значения, что и почему ты сделал, но поскольку зло уже стало ча­стью человека, он вынужден будет тяжело трудиться, а потому ты те­перь без надобности, а потому ты проклят. И поэтому не было смысла в диалоге со змеем, ведь его слова оправдания не имели бы никакого значения. Можно понять это еще глубже, если мы обратим внимание на то, что сказали мудрецы: “Жаль, что мир лишился замечательного слуги”. И еще следует отметить, что они сказали, что у каждого еврея было бы два змея для услуг, а не что у каждого человека было бы по два змея. И предварительно следует привести сказанное[6]: “Прямы пути Б-га. Праведники будут идти ими, а злодеи споткнутся”. В каждой вещи, существующей в мире, есть две части: наслаждение и польза. Человек приобретает их двумя путями: мудростью и вожделе­нием. Например, человек может заниматься торговлей для собственной пользы — чтобы ему было на что жить и содержать семью, а может за­ниматься ею из-за страсти наживы, желания приобрести богатство. Об этих двух видах и говорил пророк, когда сказал: “Праведники будут идти ими, а злодеи споткнутся”. С помощью этого можно понять и сказанное мудрым царем Шломо: “Праведник насыщает свою душу, а живот злодеев ненасытен”[7].


[1] Берешит 3:14

[2] Сангедрин 29 и Мидраш Берешит Раба 20:2

[3] Сангедрин 59

[4] Берешит 3:17

[5] Мидраш Берешит Раба 34:11

[6] Ошеа 14

[7] Мишлей 13

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?