Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-г посоветовал нам тоже быть щедрыми: отделять деньги на цдаку заранее, до того, как в дом постучится бедняк, и потребуется сразу выполнить два действия — выделить деньги и отдать, из-за чего мы остаемся недовольными.

«Дай, и еще дай ему. И пусть не будет досады в сердце твоем, когда даешь ему…»[1].

Чтобы разъяснить этот стих, приведем сначала слова мудрецов из Мидраша[2]: «Тебе, Б-г, (принадлежит) добро, а нам — стыд»[3]. Что это значит? Сказал рав Нахмани: Даже когда мы делаем доброе дело, мы смотрим на наши поступки и стыдимся. Нет у нас другой возможности требовать (у Б-га), а только когда мы отдаем наш маасер от урожая, как сказано: «Когда закончишь отделять десятину…»[4] [5]. А в конце сказано: «Взгляни из святой обители Твоей, с Небес и благослови…».

Это высказывание требует разъяснения. Что было непонятно мудрецам в словах: «Тебе, Б-г, (принадлежит) добро, а нам — стыд»? Какой ответ они дают на свой вопрос? Чем маасер (десятина) важнее, чем цдака? Об этом мудрецы сказали: «Нет у нас другой возможности требовать, а только когда мы отдаем наш маасер». Вот в чем великое преимущество маасера:

Притча.

Один человек провинился, и предводителям общин стало об этом известно. Они послали своих помощников забрать у этого человека вещи под залог, как гарантию того, что он уплатит наложенный на него штраф. Заложенные вещи были положены на хранение у доверенного лица. Через какое-то время город посетил известный и уважаемый мудрец, и община хотела преподнести ему подарок. Стали думать, откуда достать деньги, и кто-то вспомнил: «У нас ведь есть залог от такого-то. Давайте потребуем с него денег, а если он не выкупит свои вещи, то мы их продадим». Тому человеку пришлось собрать деньги и принести. Из-за этого он стал проклинать гостя, приехавшего в город, так как видел в нем причину своих неприятностей. Ведь если бы тот не прибыл в город, никто бы не потребовал срочной выплаты. Но все могло случиться и по-другому. Рассмотрим такой вариант: предводители общины потребовали у должника выплатить сумму штрафа, и выкупить свой залог. Он принес деньги, а через несколько дней после этого, в город приехал тот важный гость, и деньги, уплаченные должником, пошли ему на подарок. В этой ситуации заплативший благословляет гостя и многократно благодарит Творца за то, что Он послал в город великого мудреца, и его деньги были потрачены на этого уважаемого человека, мудреца Торы. Ведь кто знает, на что они были бы потрачены в противном случае!

Эта притча разъясняет нам разницу между цдакой и маасером. Цдаку человек дает, когда к нему приходит бедняк. В этом случае, человек часто недоволен, так как, если бы бедняк не постучался к нему, ему не пришлось бы ничего давать. Поэтому в сердце он настроен недобро по отношении к бедняку, виновному в том, что он потратился. Что касается заповеди отделять маасер, то человек не может есть свой урожай, пока не отделил его. Поэтому он отделяет маасер сразу, как только собрал плоды, и прячет дома. Затем, когда приходит человек из колена Леви, он радуется ему, осыпает благословениями, и говорит: «Как хорошо, что ты пришел! Я давно уже держу у себя маасер, чтобы отдать тебе». Теперь мы видим преимущество маасера. Когда человек дает цдаку, он совершает сразу два действия: отделяет какую-то сумму от своих денег, и отдает бедному. Поэтому он недоволен, и ему тяжело выполнить это. Но при выполнении заповеди отделить маасер, человек делает это заранее, до того, как появился левит, ведь пока он не отделил его, он не может сам есть от плодов. Поэтому, когда левит приходит, хозяин плодов только рад отдать ему припрятанный отделенный маасер, и освободить место в доме. Это говорится, когда произносят «Видуй маасрот»: «Я убрал святое (то есть отделил маасер, первое действие), и отдал левиту (второе действие)»[6]. И написано в Мидраше: «Тебе, Б-г, (принадлежит) добро (а-цдака), а нам стыд». Определенный артикль «а» указывает на какую-то известную цдаку, от которой нам стыдно. Их этого следует, что существует неизвестная нам цдака, и о ней спросили мудрецы: «Что это»? На этот вопрос дает ответ мудрец рав Нахмани. Известная цдака — это обычная цдака бедному, ведь даже когда мы ее даем, мы смотрим на наше действие, и стыдимся его, так как сердце наше не полностью в этой заповеди. А что касается маасера, то «Нет у нас другой возможности требовать, а только когда мы отдаем наш маасер». Потому что маасер мы отдаем с радостью, так как он уже отделен ранее. А теперь смотри: Щедрый (Б-г) посоветовал нам тоже быть щедрыми: отделять деньги на цдаку заранее, до того, как в дом постучится бедняк, и потребуется сразу выполнить два действия — выделить деньги и отдать, из-за чего мы остаемся недовольными. Следует приучиться отделять цдаку заранее, в отдельный кошелек, и тогда, когда придет бедняк, останется лишь отдать ему эти деньги. И это то, что сказано в Торе:

«Дай, и еще дай ему» — то есть, когда он придет, пусть тебе останется лишь дать. И тогда: «не будет досады в сердце твоем».


[1] Дварим 15:10

[2] Мидраш Шмот Раба 41

[3] Даниэль 9

[4] Дварим 26:12

[5] Дварим 26:15

[6] Дварим 26:13

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?