Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мидраш[1] разъясняет стих: «Вот расчеты сооружения Мишкана, Мишкана свидетельства»: Почему слово Мишкан написано здесь дважды? Сказал рабби Шмуэль: Потому что он был заложен (нитмаш — кен) дважды. Об этом говорили мудрецы Великого собрания: «Зло сде­лали (хаволь хавальну) мы перед Тобою, и не соблюдали мы заповеди и постановления…»[2]. А слово хаволь означает также «залог». (Это мы учим из книги Дварим[3], где сказано: «Ло яхволь ре — хаим ве-рехев». Комментарий Таргум Онкелос переводит это так: «не бери у должника в залог инструмента, которым он зарабатывает себе на жизнь» — прим.)

Следует тщательно разобрать приведенный мудрецами стих. В нем из­менен порядок действий, сначала приведено следствие, а потом при­чина. Сказано: «Провинились…», а потом: «и не соблюдали» (а должно было быть наоборот: не соблюдали, а потому провинились). Приведем для разъяснения этого сказанное мудрецами в Мидраше[4]: «И возь­мете себе в первый день.». Сказал рабби Берехья от имени рабби Леви: «В заслугу того, что “возьмете себе в первый день.”, Я пер­вым делом откроюсь вам и накажу ради вас первого, то есть, Эйсава, который был первенцем, и построю вам первый — Храм». И еще при­ведем слова мудрецов[5]: Сказал рабби Авин: «Это похоже на то, как два человека обратились в суд. Как мы знаем, кто из двоих победил на суде? Тот, кто выходит из суда с пальмовой ветвью в руке» (был обычай древности, что тому, кто победил на суде, давали в знак его победы паль­мовую ветвь — прим.). Продолжает Мидраш: «После суда Рош а-Шана и подписания приговора в Йом Кипур, мы выходим с четырьмя видами растений в Суккот, чтобы выполнить волю Б-га. Это знак того, что мы удачно прошли суд».

Так и народы мира приходят в Рош а-Шана к Всевышнему и говорят против еврейского народа. Как же мы знаем, кто «победил» на Суде? Но когда выходят сыны Израиля от Всевышнего с лулавами и этрогами в ру­ках, становится понятно, кто «победил» на Суде. Поэтому Моше предо­стерегает еврейский народ: «И возьмете себе в первый день.». Это не совсем понятно. Разве заповеди даны, чтобы похваляться ими? И для чего нам так нужно знать, кто победил? Хватит нам обещания, что как Адам, первый человек, был судим в Рош а-Шана и был оправдан, так и мы. Мне кажется, что мудрецы хотели здесь разъяснить, какое добро сделал нам Всевышний, обратив меру суда в милосердие, чтобы дать нам благо от начала года и до конца его. Но еще мудрецы хотели подчеркнуть, что это зависит от нашей праведности и наших поступков на протяжении всего года, как они уже сказали это[6]: «Оказались сыны Израиля праведными в Рош а-Шана, и было решено, что им полагается много дождя». В Талмуде говорится, что если в Рош а-Шана евреи рас­каялись в своих грехах и стали праведниками, но в дальнейшем верну­лись к прежнему поведению, то уже вынесенное в Рош а-Шана решение послать много дождей не отменяют. Всевышнему приходится лить его не вовремя или над местами, где нет необходимости в дожде. Поэтому Он постановил, чтобы мы брали четыре вида растений (в праздник Суккот) в начале года, чтобы посеять семена праведности на весь год.

Притча.

Один человек уехал далеко и проработал в доме одно­го богача несколько лет. Когда он собрался домой, хозяин выдал ему всю причитающуюся ему за годы службы оплату. Этот человек отпра­вился искать повозку и потерял по дороге все свои деньги. Он поднял крик и плач, и его хозяин сжалился над ним, и стал разыскивать про­павшие деньги по всему городу. Оказалось, что деньги прикарманил один разбойник. Богач приложил огромные усилия, и сумел забрать у него деньги своего работника. Он обратился к нему: «Ты видел, что я приложил все усилия, чтобы вернуть тебе твои деньги. Но я опасаюсь, что по дороге домой у тебя их снова украдут, пока ты будешь спать, или ты их потеряешь. Поэтому лучше передай деньги надежному и сильно­му посланнику, и он отдаст их твоей жене».

Смысл этой притчи в том, что Всевышний проявляет к нам милость, и заменяет меру суда мерой милосердия. Но Он опасается, что мы вер­немся к прежним поступкам и потеряем все полученное благо. Поэтому Он и повелел нам выполнять эту заповедь. «Тому, кто начал выполнять заповедь, говорят: Заверши ее» — то есть, он получит помощь с Небес. И сказано: «Начать — сделать больше половины». И наши мудрецы уже разъясняли: «Помогают (с Небес) тому, кто хочет очиститься». И сказа­но: «И было начало твое страданием, а впоследствии будешь очень процветать»[7] (то есть, мы начинаем год с выполнения запове­ди, и с Небес помогут, чтобы весь год прошел в праведности и закончился тоже выполнением заповеди — прим.). Об этом и сказано в Мидраше[8]: «…народы мира приходят в Рош а-Шана к Всевышнему и говорят про­тив еврейского народа. Как же мы знаем, кто “победил” на Суде?» — то есть, даже если победили сейчас, что будет далее? Быть может мы со­грешим, и потеряем добро, которое нам присудили. Но когда выходят сыны Израиля от Всевышнего с лулавами и этрогами в руках, стано­вится понятно, что еврейский народ «победил» на Суде. В начале года Всевышний дал нам много новых заповедей — лулав, этрог, сукка. Этим Он проложил нам прямую дорогу, по которой следует идти с начала года и до его окончания. И мудрецы завершили свои слова стихом Теилим, произнесенным царем Давидом: «Ты укажешь мне путь жизни, насыщение радостью пред Тобой, справа от Тебя вечная приязнь»[9], — если ты выполнил заповедь брать лулав (который берут в правую руку), о котором сказано: «приятный», и, это значит, что ты победил обвинителей, и сказано: «Вечный Израиля не солжет и не передумает». Теперь растолкуем наши слова более ясно. (Почему лу — лав — приятный? Этому есть несколько обяснений. Во-первых, его держат в руках и с приятным напевом читают молитву Алель. Во-вторых, при­ятный на иврите — наим. Это слово можно толковать как однокоренное со словом менаанеимразмахивают. Во время молитвы Алель размахи­вают лулавом из стороны в сторону — прим.)


[1] Мидраш Шмот Раба 51:3

[2] Нехемья 1:7

[3] Дварим 24:6

[4] Мидраш Ваикра Раба 30:2

[5] Мидраш Ваикра Раба 30:2

[6] Рош а-Шана 17

[7] Иов 8:7

[8] Мидраш Ваикра Раба 30:3

[9] Теилим 16:11

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?