Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи на тему золотого тельца и прощения, о котором Моше молил Всевышнего, и Он простил

Притча.

Один человек ненавидел один город и его жителей. Он брал горящую головню, зажигал угли и бросал между домов. Ему удавалось каждый раз поджечь какой-нибудь дом, и люди кидались к своим домам спасать имущество. Сказал им один мудрец: «Что вам за польза бежать по своим домам? Лучше соберитесь вместе и потушите огонь. Тогда все ближайшие к огню дома уцелеют».

Об этом размышлял и наш учитель Моше, да покоится с миром. Он понял, что грех золотого тельца отложил свой отпечаток на все последующие поколения. А потому довод: «Зачем допускать, чтобы египтяне говорили…» недостаточный, ведь он хорош только для отвода наказания от его поколения, но не от будущих. Это все равно, что спасать имущество из других домов, не пытаясь затушить огонь. После смерти египтян этот огонь перекинулся бы на другие «дома» — другие поколения. Потому Моше и обратился к Всевышнему: «Почему, Б-же, гневаешься Ты на народ Твой, который Ты вывел из Египта?» — посмотри, откуда Ты вывел их! И этим Моше удалось спасти будущие поколения евреев от истребления, ведь ему удалось доказать, что евреи не виноваты, ведь они вышли из среды идолопоклонников. Это и имел в виду Мидраш, приведя стих Мишлей: «Люди легкомысленные возмутят город, а мудрецы отведут гнев».

Этим путем можно объяснить следующий Мидраш: Мудрецы разъясняли слова Моше: «. и передумай делать зло народу твоему.»[1]: Сказал рабби Ханина бар Аба: Моше просил: «Пусть у Тебя будет желание передумать!» Ответил ему Всевышний: «Обещаю тебе, что именно так и поступлю!», как сказано: «И передумал Б-г делать зло, о котором говорил».[2]

Эти слова мудрецов также кажутся непонятными. (Ведь, на первый взгляд, свойство передумывать присуще человеку. Но Б-г, принимая решение, берет во внимание все причины и следствия, все прошлое и будущее. Где же здесь есть возможность передумать? — прим.) И почему Моше употребил общую фразу: «. и передумай делать зло», а не попросил конкретно: «И передумай истреблять»? И Всевышний тоже ответил ему общей фразой, не конкретизируя, какое зло передумал делать. Но, на самом деле, слово «зло» включает в себя все виды проклятий и наказаний. Можно представить это при помощи притчи.

Притча.

У одного богача был сын лодырь, и он определил по астрологии, что этот сын и все его потомки будут нищими. Он решил подготовить какие-нибудь вещи, чтобы служили сыну и его детям и внукам. Он приобрел у ткача особо крепкий и стойкий материал и велел портному пошить прочную одежду. Портной хотел снять размеры с сына богача, чтобы пошить одежду тому по размеру, но богач сказал: «Нет, что ты! Я хочу, чтобы эта одежда служила ему и его детям. Поэтому нет смысла шить ее по теперешним размерам моего сына. Я хочу, чтобы одежда была ему несколько велика, и тогда она подойдет не только ему».

Смысл этой притчи в том, что если бы наш учитель Моше, да покоится с миром, молился только о спасении в тот момент, то просил бы Всевышнего передумать уничтожать народ. Но он молился и о будущих поколениях евреев, а потому употребил общую фразу, которая включает в себе все возможные наказания. Об этом и написано в Мидраше: «Пусть у Тебя будет желание передумать!» То есть, пусть это качество — передумать будет присутствовать у Тебя во всех будущих поколениях. Если еврейский народ будет заслуживать наказания, это качество Всевышнего ему поможет. И ответил Всевышний: «Обещаю тебе, что именно так и поступлю!» — включу в эту твою просьбу все виды наказаний. И сказано: «И передумал (ваинахем) Б-г делать зло, о котором говорил…». Здесь глагол на иврите употреблен в будущем времени, так как Моше просил и на будущие поколения.


[1] Шмот 32:12

[2] Шмот 32:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?