Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя нарушать запрет Торы ради того, чтобы облегчить страдание животного. Однако если речь идет только о запрете мудрецов, то можно попросить об этом нееврея.

Галаха запрещает лишать человека или животных репродуктивных органов — как женских, так и мужских. (относительно женских органов существует спор, идет ли речь о запрете Торы или мудрецов). Талмуд (Санхедрин 56-б) приводит спор, запрещено ли нееврею совершать кастрацию животного (даже если животное принадлежит нееврею), и ришоним не сошлись в том, какое из мнений является законом. Бейт Шмуэль (комментарий на Шульхан Арух, Эвен а-Эзер 5:16) постановил, что галаха в этом вопросе не установлена, однако принимая конкретное решение, следует исходить из мнения, что нееврею запрещено кастрировать животных. С другой стороны, Арух а-Шульхан (комментарий на Шульхан Арух, Эвен а-Эзер 5:26) утверждает, что согласно большинству мнений, нееврею не запрещено кастрировать животных.

Спор так же идет о том, какова природа запрета — из Торы или от мудрецов — просить нееврея кастрировать животное (см. Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 5:14). Если запрет распространяется на нееврея, то тогда попросить нееврея кастрировать животное означает нарушить заповедь: «Пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему» (Ваикра, 19:14) — т.е. запрет подталкивать другого к греху. С другой стороны, если запрет не распространяется на нееврея, то тогда запрет просить еврея кастрировать животное подпадает под постановление мудрецов, запрещающее еврею просить у нееврея совершить для него действие, запрещенное Торой.

На практике разница между данными подходами заключается в том, можно ли попросить ветеринара-нееврея кастрировать животное ради его лечения. Нельзя нарушать запрет Торы ради того, чтобы облегчить страдание животного. Однако если речь идет только о запрете мудрецов, то можно попросить об этом нееврея. Поскольку Бейт Шмуэль, наиболее авторитетный комментатор раздела Эвен а-Эзер Шулхан Аруха, постановил, что следует исходить из мнения, что нееврею запрещено кастрировать животных, не стоит просить нееврея кастрировать животное, дабы облегчить ему страдание.

Впрочем, в данном случае можно найти ряд конструктивных решений. Ряд галахических авторитетов XIX века (с разной степенью одобрения) упоминали об общепринятой практике среди религиозных евреев, занимающихся коммерческой селекцией — продавать животное нееврею с просьбой, чтобы он нанял другого нееврея совершить кастрацию. В данном случае, получается, что один человек просит другого, чтобы он попросил третьего нарушить запрет Торы. Эта ситуация не подпадает под запрет «перед слепым». Кроме того, по ряду мнений не запрещено просить нееврея, чтобы тот попросил другого нееврея совершить запрещенное для еврея действие. Кроме того, передавая право собственности нееврею, еврей тем самым избегает установленного мудрецами наказания за кастрацию животного.

Ряд современных авторитетов полагает, что эта процедура неприменима к ситуации, когда речь идет о кастрации домашних животных ради удобства (например, чтобы они не царапали мебель или не пытались сбежать). Однако вполне вероятно, что можно воспользоваться этой процедурой, чтобы избавить животное от страданий. Скорее всего, Арух а-Шульхан, постановивший, что неевреям не запрещено кастрировать животных, согласился бы на такой вариант. Бейт Шмуэль тоже мог бы признать, что подобная процедура позволяет избежать нарушения «перед слепым». Кроме того, болеее мягкий подход возможен, если речь идет о самке. Большинство авторитетов считает, что запрет стерилизовать самок — постановление мудрецов. Отдельные авторитеты (Турей Заав (Та»з) на Эвен а-Эзер 5:6) даже считают, что можно стерилизовать самку, если это делается ради ее пользы.

Другое решение этой проблемы предложил р.Унтерман (Оцар а-Поским I, с.164-165). По его мнению, если при стерилизации не происходит собственно удаления репродуктивных органов — например, если животное становится бесплодным из-за прерывания кровоснабжения яичек — то в этом случае речь идет только о запрете мудрецов. По мнению р.Утермана, тот, кто совершает подобную процедуру, совершает лишь «непрямое» нарушение («грама»), что разрешено Торой и запрещено лишь мудрецами. соответственно, те, кто полагал, что нееврею запрещено стерилизовать животных, распространял этот запрет только на те виды стерилизации, которые запрещены Торой. Однако, в отличии от евреев, неевреи не обязаны соблюдать постановления мудрецов.

Следовательно, еврей, попросивший нееврея совершить стерилизацию подобным образом, не преступает тем самым запрет «перед слепым». Впрочем р.Утерман предупреждал, что не стоит поступать по его мнению до того, как другие галахические авторитеты с ним согласятся. Поэтому желающий следовать данному мнению должен обратиться за дополнительной галахической консультацией.

На наш взгляд, для решения данной проблемы лучше всего прибегнуть к одной из современных технологий, позволяющих совершить стерилизацию без прямого или косвенного уничтожения детородных органов. Как нам, кажется, против такого метода нет галахическлих возражений, поскольку в результате животное просто становится бесплодным, в то время как запрет распространяется именно на ампутацию детородных органов. Впрочем, касательно каждой конкретной процедуры необходимо советоваться с компетентным галахистом.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?