Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи думали, что избавление из Египта и есть конечное избавление. И Б-г не хотел открывать им, что в будущем их ждет еще изгнание

Притча.

Купец приехал в город со своим помощником и его пригласил к себе один богач. Купец спросил: «Чем ты меня накормишь?» Богач ответил: «Знай, что у меня ты будешь есть досыта!» Купец явился вместе с помощником, и сел вместе с ним за стол. Сказал ему богач: «Я пригласил тебя, а не твоего помощника». На другой день богач снова позвал к себе купца. Тот снова поинтересовался, что ему подадут. Богач ответил: «Столько-то хлеба, рыбы, и мяса». Купец пришел на трапезу один. Хозяин спросил: «А почему твоего помощника нет сегодня? Из-за того, что вчера я был недоволен его приходом? Но ведь вчера я сказал тебе, что накормлю досыта тебя, а если бы я позвал и его, то должен был бы приготовить больше пищи. Но сегодня я сказал тебе, сколько еды будет на столе, и ты можешь делиться ей с любым количеством людей».

Смысл этой притчи в том, что Всевышний пригласил избранный народ в святую землю. Как же Моше имел право приглашать и Итро воспользоваться подарком Всевышнего? На самом деле, он не мог бы его пригласить, если бы у земли Израиля не было четких границ. Но поскольку границы земли Израиля были четко размечены, Моше мог брать туда того, кого пожелает. И это то, что говорится в стихе: «Отправляемся мы в то место, о котором сказал Б-г: “Его отдам вам”» — конкретное место с конкретными границами. Поэтому Моше мог предложить Итро: «Иди же с нами, и сделаем мы тебе добро», и дальше сказано: «…ведь Б-г обещал благословение Израилю». Это, как сказали мудрецы[1], схоже тому, как сказано: «А эти должны будут стоять над проклятьем»[2]. Стоять над проклятьем — как большой возвышается над маленьким (контролирует его). И здесь тоже Моше сказал: «ведь Б-г обещал благословение Израилю» (дословно благословение над Израилем) — то есть, благословение больше, и народ Израиля попадает под него. Это означает, что благословения не будет ограниченное количество. А потому ты, Итро, можешь не беспокоиться, и тебе и нам хватит. Но не принято у знатных людей получать подачки. Это удел бедняков. Поэтому Итро сказал: «Не пойду, но в страну свою и на родину свою пойду»[3]. На это Моше ответил ему: «Прошу, не оставляй нас, ведь ты знаешь наши пристанища в пустыне, и был ты нам глазами!»[4] (ты знаешь все чудеса, которые Б-г нам сделал — прим.). Ведь уже сказал рабби Шимон бар Йохай, да покоится с миром[5]: «Три прекрасных подарка дал Всевышний народу Израиля, и условие приобретения всех их связано со страданиями. Это Тора, земля Израиля и будущий мир». Мучения в Египте еврейский народ пережил для того, чтобы получить Тору, как сказано: «Когда выведешь народ из Египта, будете служить Б-гу на этой горе»[6]. Скитания по пустыне увенчались наследованием земли Израиля, как сказано: «…как наставляет (йасер, тот же корень, что у слова йисурим — страдания, мучения — прим.) человек сына своего, так Б-г наставляет тебя. Ведь Б-г твой ведет тебя в страну хорошую.»[7]. И так сказал Моше Итро: Поскольку ты терпел вместе с нами муки пустыни, испытал их на себе, а терпеть их пришлось, чтобы наследовать землю Израиля, то это благо, которое мы за эти муки должны получить, причитается и тебе, об этом сказано: «ведь ты знаешь наши пристанища в пустыне». И поэтому: «…и благо, которое Б-г дает нам, дадим и тебе» — то добро, которое мы получим, благодаря нахождению в пустыне, и ты получишь, ведь ты тоже терпел с нами и ради нас.

Для дальнейшего разъяснения приведем следующее: евреи думали, что избавление из Египта, это и есть конечное избавление, как сказано: Так скажи сынам Израиля: «Б-г, существующий вечно, послал меня к вам»[8]. И не хотел Б-г открывать им, что в будущем их ждет еще изгнание, ведь как сказали мудрецы: «Достаточно знать о беде, когда она приходит». А в Мидраше[9] приводится история об одном жителе Ципори, у которого умер сын. У него находился один отступник, и в это время пришел рабби Йосе бен Халафта утешить скорбящего. Он сел, и лицо его было радостным. Скорбящий отец спросил его: «Чему ты радуешься?» Рабби Йосе бен Халафта ответил: «Я радуюсь, так как предвижу, что в будущем мире ты снова встретишься со своим сыном». Отступник воскликнул: Недостаточно человеку его горя, так ты еще добавляешь ему?! Разве есть разбившийся горшок, который можно собрать?! Разве не сказано: «Разобьешь их как посуду горшечника?» Ответил ему рабби Йосе: Не сказано: «Разобьешь их как глиняную посуду», а сказано: «Разобьешь их как посуду горшечника». Из посуды горшечника, пока ее не обожгли, можно сделать другую посуду.

Правило такое: если испортилась вещь, изготовление которой уже завершилось, то ее уже нельзя исправить. Но вещь, которая испортилась в процессе изготовления, еще есть надежда ее починить. И так разъясняет пророк: «Встань и сойди в дом горшечника… и когда испортился сосуд, который он делает, то он сделает (из этой глины) снова другой сосуд. Разве Я не могу сделать с вами, дом Израиля, то же, что и этот горшечник?!»[10]

Теперь можно понять Мидраш. Еврейский народ считал, что избавление из Египта являлось окончательным избавлением, и наследование земли Израиля тоже было навеки. Поэтому они решили, что уже достигли совершенства. Затем они согрешили, «сломались», и посчитали, что теперь уже ничего нельзя исправить, как хлеб, который вытаскивают из печи — если он сломается, то уже ничего не поможет ему снова стать целым. И когда евреи «сломались» (ушли в изгнание — прим.), то думали, что уже нет им исправления. Всевышний же объясняет, что они ошиблись. Избавление из Египта было на время и наследование земли Израиля тоже пока что было временным, как сказал Б-г Моше: «Я Тот, кто пребывает вечно». А если спросишь: раз наследование земли Израиля было временным, то почему же тогда нам пришлось терпеть муки в пустыне? — на это Всевышний отвечает: «был ли Я пустыней для Израиля?»


[1] Мидраш Ваикра Раба 2

[2] Дварим 27:13

[3] Бемидбар 10:30

[4] Бемидбар 10:31

[5] Брахот 5

[6] Шмот 3:12

[7] Дварим 8:5-7

[8] Шмот 3:14

[9] Мидраш Берешит Раба 18

[10] Ирмеяу 18:2-6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?