Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы Мишны указали на три первоначала Эдомской циви­лизации, которые распространились по всему миру, лишая жизнь людей счастья: «Зависть, страсть и стремление к славе исторгают человека из этого мира».

«И встанет (Машиах), и править будет силой Господа, величием Госпо­да, Б-га своего,
и жить будет, ибо ныне Он будет возвеличен до краев земли».
(Миха 1:3)

Во многих местах в Торе содержится скрытый намек на то, что путь человечества от Древа Познания добра и зла к Древу Жизни — от греха Адама до воцарения на земле в Конце дней его праведного потомка — царя Машиаха — пройдет через четыре изгнания избранного для Боже­ственного служения народа. Четыре царства народов мира захлестнут мироздание своим влиянием, исказят истинную реальность, изменят суть человека и подчинят себе его видение картины мира.

Так наши мудрецы толкуют первые строчки Торы, повествующие о Сотворении мира: «И земля была хаотична (Вавилон) и бесформенна (Персия), и тьма (Греция) над ликом бездны (Рим), и дух Бога витает над водами (Царство Машиаха)»[1].

Нашему праотцу Аврааму во время «Завета между рассеченными частями»[2] была показана судьба его потомков и тяготы изгнаний, через которые им предстояло пройти: «И было солнце к закату, и оцепенение охватило Авраама, и вот ужас тьмы страшной падает на него»[3]. В проро­ческом видении перед ним раскрылись тяжкие бедствия, ожидавшие его потомков от руки Эдома — римской цивилизации, и страшная тьма, ко­торая наступит в те дни в их мышлении и восприятии Божественности.

Наш праотец Яаков увидел место будущего Храма на горе Мориа, и ему было даровано пророческое видение о четырех изгнаниях его сыновей: «И снилось ему: и вот лестница стоит на земле, и ее верши­на достигает Небес, и вот ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней»[4]. Рабейну Бахье отмечает величие нашего праотца Яакова: «Анге­лы поднимаются на Небеса и видят образ праотца Яакова, запечатлен­ный под престолом Божественной Славы, спускаются вниз и видят его самого…»[5]

Мидраш разъясняет, что наш праотец видел всю суть истории чело­веческой цивилизации: «“и вот, ангелы Б-га поднимаются и спуска­ются по ней”[6] — это ангелы народов мира. Всевышний показал наше­му праотцу Яакову ангела Вавилона, который взошел на 70 ступеней и спустился, ангела Персии, который продвинулся на 52 ступени и спу­стился, ангела Греции, который поднялся на 180 ступеней и спустился, и ангела Эдома, который продолжал подниматься всё выше и выше, и его продвижению не было видно конца. В тот час праотец Яаков преисполнился страха: быть может, он не упадет никогда? Ответил ему Всевышний: “А ты не бойся, раб Мой, Яаков, — сказал Господь, — и не страшись, ибо вот Я спасу тебя издалека и потомство твое.”[7] И даже если ты увидишь, что он продолжает подниматься, оттуда Я спущу его, как сказал пророк Овадья: “Надменность сердца твоего подстрекала тебя, живущего в расселинах скал, пребывающего в высотах, говоря­щего в сердце своем: кто сбросит меня на землю? Если взлетишь, как орел, и если меж звезд поместишь гнездо свое — оттуда низрину тебя, слово Господа”[8]»[9].

Мудрецы Мишны указали на три первоначала Эдомской циви­лизации, которые распространились по всему миру, лишая жизнь людей счастья: «Зависть, страсть и стремление к славе исторгают человека из этого мира»[10]. Яаков и Эйсав — два родных брата, поя­вившиеся на свет в результате многих лет молитвы и добрых дел их праведных родителей — Ицхака и Ривки. Сыновья Яакова возвели в нижнем мире Божественный Храм, а потомки Эйсава его разруши­ли. Народ Яакова заключил Завет с Господом и принял Тору на горе Синай, а народы Эйсава живут ясно сформулированными их пращу­ром принципом: «И сказал Эйсав: вот я иду на смерть, и для чего мне первородство»[11].

Наши мудрецы так объясняют эти слова Эйсава: в его цивилизации видимы и осязаемы только цели и удовольствия нижнего мира, а цен­ности будущего мира пропадают во мгле сомнений и безразличия. Именно за это Господь возненавидел Эйсава и его образ жизни, и на протяжении веков его влияние распространяется в мире, уведя его очень далеко от состояния, в котором его хотел бы видеть Творец: «Вот малым Я сделал тебя среди народов, презренен ты очень»[12].

О крушении Эдомской цивилизации, основанной на служении чело­века самому себе, говорит пророк Йехезкель: «Обрати лицо твое к горе Сеир и пророчествуй о ней. И скажешь ей: так сказал Господь Бог: вот Я — против тебя, гора Сеир, и протяну руку Мою на тебя и предам тебя опустошению и запустению»[13]. О спасении своих потомков в Конце дней от римского сапога вознес молитву Всевышнему наш праотец Яаков: «“Спаси меня от руки брата моего, от руки Эйсава”[14] — спаси моих сыно­вей от потомков Эйсава в Конце дней»[15].

Наши праотцы проложили для нас путь спасения от греха и стезю, ведущую к счастью, которая не утратила своей актуальности и во вре­мя тьмы Римского изгнания. О праотце Яакове сказано: «…человек цельный, сидящий в шатрах»[16]. Его жизнь была всецело связана с Не­бесами. Мудрецы Торы приумножают мир в творении, удостаиваются добра и приносят благословение другим. Противоположностью Яакову является его брат Эйсав (עשו), гематрия — числовое значение — имени ко­торого (שלום) — мир, о чем сказано: «И твоим мечом будешь жить…»[17] Так выглядит мир цивилизации Эдома без связи с Божественным име­нем. Мечом можно привести мир; нет мира — руби и коли в борьбе за мир. Жизнь без подчинения воле Небес — это царство Эйсава; таково его мировоззрение. О такой жизни сказали мудрецы Мишны: «Зависть, страсть и стремление к славе исторгают человека из этого мира»[18]. Он никогда не будет удовлетворен своей судьбой и не придет к счастью.


[1] Берешит 1:2.

[2] Берешит, гл. 15.

[3] Берешит 15:12.

[4] Берешит 28:12.

[5] Рабейну Бахье.

[6] Берешит 28:12.

[7] Ирмеяу 30:10.

[8] Овадья 1:3-4.

[9] Мидраш Танхума, гл. Вайеце.

[10] Авот 4:21.

[11] Берешит 25:32.

[12] Овадья 1:2.

[13] Йехезкель 35:2-3.

[14] Берешит 32:12.

[15] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 76.

[16] Берешит 25:27.

[17] Берешит 27:40.

[18] Авот 4:21.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?