Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Раби Элиэзер бен Орканос (р. Элиэзер Агадоль)один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен. Ученик р. Йоханана бен Закая.

 

В книгах кабалы указывается, что он был воплощением души Реувена, первенца праотца Яакова. По материнской линии он происходил из рода Моше (Седер адорот).

 

В юности р. Элиэзер работал с братьями на полях отца, крупного землевладельца, и начал изучать Тору лишь в возрасте 22 лет, когда, несмотря на противодействие семьи, пришел в иерусалимскую ешиву р. Йоханана бен Закая (Авот дераби Натан 6:3). Опираясь на свою исключительную память, он стремительно совершенствовался. Рабан Йоханан бен Закай говорил о нем: «Раби Элиэзер бен Орканос подобен оштукатуренному водоему, который не теряет ни капли» (Авот 2:8). Он стремился перенять также и нравственные качества своего наставника. В трактате Сукка (28а), где перечислены выдающиеся особенности р. Йоханана (см. в статье о нем), сказано: «И раби Элиэзер, его ученик, во всем поступал, как он». Талмуд свидетельствует, что «всю жизнь р. Элиэзер сверял каждое свое слово с тем, что слышал от своего наставника» (Йома 66б).

 

Вскоре рабан Йоханан бен Закай мог сказать: «Если всех мудрецов Израиля поместить на чашу весов, а Элиэзера бен Орканоса – на другую, его чаша перетянет» (Авот 2:8).

 

Вместе с р. Йеошуа р. Элиэзер вынес своего учителя из осажденного Иерусалима (Гитин 56а). После разрушения Храма он принимал участие в деятельности Санхедрина в Явнэ (Санхедрин 17б).

 

Впоследствии р. Элиэзер основал собственную ешиву в г. Лоде. Ближайшими его учениками были гер Ункелус (см.) и раби Акива (см.), которого он обучал также сокровенной части Торы. Своим навыкам в практической кабале р. Акива обязан именно урокам р. Элиэзера (Санхедрин 68а).

 

В мидраше повествуется, что, когда р. Элиэзер обучал людей Торе, «его лицо светилось, как лицо Моше, спустившегося с Синая». Известно, что раби Йеошуа, верховный судья Израиля, целовал камень, на котором сидел р. Элиэзер во время своих уроков, – он говорил: «Этот камень подобен горе Синай, а тот, кто сидел на нем, подобен Ковчегу Завета» (Седер адорот).

 

Законодательные решения раби Элиэзера пользовались особым авторитетом – в Талмуде сказано: «Стих Торы «Правды, правды ищи!» (Дварим 16:20) подразумевает, что истец должен обращаться со своим делом в лучший из возможных судов, например, к раби Элиэзеру в Лод» (Санхедрин 32б).

 

В Мишне приведено свыше 300 алахот (законодательных решений), переданных от имени р. Элиэзера – Мишна даже начинается с его изречения (Брахот 1:1). Однако его мнение, как правило, отличается от точки зрения большинства мудрецов, т.к. по своим взглядам, он был близок к школе Шамая (Раши на Шабат 130б).

 

В трактате Бава меция (59б) рассказывается: во время одной из дискуссий, когда мудрецы Санхедрина отказались принять точку зрения р. Элиэзера несмотря на то, что он привел все возможные доказательства, – р. Элиэзер призвал на помощь силы природы. Подтверждая истинность его мнения, огромное рожковое дерево переместилось на расстояние в 100 локтей, а ручей понес свои воды в обратном направлении. Однако мудрецы возразили, что подобные явления не могут служить доказательством истинности закона. Раби Элиэзер сказал: «Если закон соответствует моему мнению, пусть докажут это стены дома учения». Стены начали накреняться и остановились только по приказанию раби Йеошуа, который отстаивал противоположную точку зрения. И тогда раздался Голос с Небес, возгласивший: «Ну, что вы тягаетесь с раби Элиэзером – ведь закон во всех случаях соответствует его мнению!». Но раби Йеошуа возразил: «Тора не на Небесах, она уже дана нам с горы Синай, – и в Торе написано: «Следуй за большинством» (Шмот 23:2).

 

И поскольку р. Элиэзер отказался принять мнение большинства мудрецов, он был подвергнут отлучению и последние годы жизни провел в одиночестве. С этим конфликтом, по мнению некоторых комментаторов, связано высказывание р. Элиэзера, приведенное в трактате Авот (2:10): «Обогревайся у очага мудрецов, но будь осторожен, чтобы не обжечься его углями, – ведь… каждое их слово – пылающий уголь».

 

Раби Элиэзеру принадлежит и другое знаменитое изречение (Авот там же): «Раскайся за день до смерти» (а поскольку человеку неизвестен день своей смерти, он должен совершать раскаяние изо дня в день).

 

В Талмуде рассказывается: в час смертельной болезни мудрецы пришли навестить р. Элиэзера, и он предрек, что многие из них будут казнены, и самой тяжелой будет казнь, которой подвергнут р. Акиву, – ведь он был способен воспринять от р. Элиэзера великие тайны Торы, но из-за отлучения не смог воспользоваться этой возможностью.

 

Увидев, что р. Элиэзер при смерти, мудрецы спросили, готов ли он принять мнение большинства по ряду спорных законов, но он остался при своем мнении, – «и его душа вышла» (Санхедрин 68а).

 

Рассказывается (там же), что, следуя за похоронной процессией, р. Акива в отчаянии наносил себе кровавые раны и взывал: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля!.. Как много вопросов у меня есть, но некому теперь их задать!».

 

После смерти р. Элиэзера отлучение было отменено, мудрецы снова стали изучать его изречения, и многие законы вновь были установлены в соответствии с его мнением (Нида 7б).

 

До нас дошел составленный р. Элиэзером сборник мидрашей, которое принято называть Пиркей дэраби Элиэзер: в сборник включены его комментарии и толкования событий, о которых рассказывается в Торе, – от Сотворения Вселенной до исхода евреев из Египта. К этой книге часто обращались мудрецы всех поколений, она стала источником многих законоположений и обычаев, – например, знаменитого обычая смотреть на ногти при свете свечи на исходе Шабата (авдала). 

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?