Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о «мукце» в Субботу и праздники 20. Незначительная вещь на разрешенном предмете, мукце на дверях или в кармане одежды

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу

Входная дверь, на которой находится «мукце»

Незначительная вещь на разрешенном предмете

Если «мукце» — вещь крайне незначительная, то предмет, на котором находится «мукце», не является «басис ле-давар а-асур». Так, например, стол, на котором лежит немного шелухи или несколько мелких монет, не становится «басис ле-давар а-асур». Почему если отходов или денег на столе много, он считается «басис ле-давар а-асур», а когда их мало — не считается, если в обеих ситуациях ценность стола все равно выше? Дело в том, что когда отходов или денег много, функция стола как подставки приобретет значимость и в наших глазах он становится не только столом, но и предметом, на котором лежат отходы или деньги. Если количество отходов или денег незначительно, то мы не ощущаем, что стол служит для них подставкой, поэтому он не становится «басис ле-давар а-асур».

При этом мусорное ведро является «басис ле-давар а-асур» даже если в нем находится совсем немного мусора, т.к. оно предназначено для того, чтобы класть в него мусор. Аналогично обстоит дело и с кошельком: если в него положили даже совсем незначительную сумму, он сразу становится «басис ле-давар а-асур», т.к. он специально предназначен для хранения денег.

Двери и дверцы, на которых находится «мукце»

Входная дверь, на которой находится «мукце», как, например, это бывает в случае, когда на крючке, прикрепленном к двери, висит одежда с деньгами в карманах, не является «басис ле-давар а-асур». Объясняется это тем, что дверь предназначена для открывания и закрывания, и то, что она служит подставкой для «мукце», не берется в расчет. Согласно некоторым мнениям, это верно и в отношении дверцы шкафа, холодильника, морозильной камеры и т.п.

Некоторые люди одно из отделений нижних кухонных шкафов выделяют специально для мусорного ведра. В таком случае дверцу этого отделения шкафа разрешено открывать только для того, чтобы выбросить мусор, т.е. «ле-цорех гуфо», а закрывать ее разрешено, только если она мешает пройти или чтобы предотвратить распространение неприятного запаха, т.е. «ле-цорех мекомо».

Дверца аптечки, на внутренней стороне которой находятся полочки, на которых хранятся являющиеся «мукце» лекарства, считается «басис ле-давар а-асур». Чтобы дверцу было разрешено открывать и закрывать в Субботу, с дверных полочек необходимо устранить до Субботы все лекарства, которые являются «мукце».

Одежда, в карманах которой находится «мукце»

Разбирая законы о «басис ле-давар а-асур», невозможно обойти стороной вопрос об одежде, в карманах которой находится «мукце». Имеет ли такая одежда статус «басис ле-давар а-асур», зависит от того, о каком типе карманов идет речь. Обычно карманы делятся на два типа, один из которых условно можно назвать «брючным» карманом, а другой — «рубашечным». Карманы брюк обычно пошиты в форме мешочка, прикрепленного к одежде. «Брючные» карманы бывают также в пиджаках, пальто и некоторых других видах одежды. Карман рубашки, как правило, представляет собой кусочек ткани, пристроченный к ней с внешней стороны.

Принципиальное отличие «рубашечного» кармана от «брючного» заключается в том, что он является частью одежды, и если в кармане находится «мукце», то вся одежда становится «басис ле-давар а-асур». Если предмет-«мукце» положили в карман рубашки, чтобы он оставался там в Субботу, рубашка становится «басис ле-давар а-асур» и ее запрещено перемещать в Субботу, даже если этот предмет выпадет из кармана. Но если предмет-«мукце» не собирались оставлять в кармане на Субботу, то после того, как его не станет в кармане, рубашку будет разрешено перемещать и ею пользоваться.

«Брючный» карман, в отличие от «рубашечного», является отдельным и не столь значительным элементом одежды. И хотя карман такого типа, если в нем находится «мукце», считается «басис ле-давар а-асур», на саму одежду это не распространяется, т.к. «мукце» не находится на основной ее части. Что касается самого кармана, в котором находится только «мукце», либо «мукце» и разрешенные вещи, которые менее важны, чем «мукце», то он считается «басис ле-давар а-асур». Пользоваться таким карманом следует в соответствии с правилами о «басис ле-давар а-асур» — даже после того, как из него удалят «мукце»[1]. Если в Субботу обнаружили, что в «брючном» кармане находится предмет-«мукце», его необходимо сразу же вытряхнуть из кармана. Если карман является «басис ле-давар а-асур», «мукце» вытряхивают, не прикасаясь к карману. Если карман не является «басис ле-давар а-асур», то при устранении «мукце» его разрешено держать руками. Если в момент обнаружения предмета — «мукце» в кармане одежды человек находился в таком месте, где есть риск что при вытряхивании предмета из кармана он может испортиться или пропасть, разрешено отойти в более удобное место и вытряхнуть его там. Если по какой-то причине не представляется возможным вытряхнуть из кармана «мукце», то одеждой пользоваться разрешено, а карманом — запрещено.


[1] Если в кармане находится «мукце махмат гуфо», то и карман такого типа разрешено перемещать в соответствии с законами о «мукце махмат гуфо»: в него запрещено чтобы-то ни было класть и его нельзя из чего-либо вынимать. В случае, когда в кармане находится «кли ше-млахто ле-исур», им разрешено пользоваться, т.к. это расценивается «ле-цорех гуфо». Если «мукце» не собирались оставлять в кармане на Субботу, он не стал «басис ле-давар а-асур», но для того, чтобы им было разрешено пользоваться, из него необходимо предварительно вытряхнуть «мукце». Причем, поскольку карман не стал «басис ле-давар а-асур», при вытряхивании из него «мукце», разрешено держать карман руками.

Из журнала Мир Торы

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?