Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Счастлив человек, боящийся всегда, а ожесточающий свое сердце падет во зло. Что означает «ожесточать свое сердце»?

«Вступить в союз с Г-сподом, Б-гом твоим, и в договор проклятия, который Г-сподь, Б-г твой, заключает с тобой сегодня…»[1]

Как было бы хорошо, если бы у нас в памяти навечно сохранялись все наши постижения! Ведь мудрость человека в первую очередь состоит в том, чтобы никогда не забывать о своем неотвратимом уходе из жизни в нижнем мире. И если ему это удается, значит его разум «властвует в его доме», поскольку сила мышления проявляется именно в том, чтобы приблизить далекое и увидеть будущее как настоящее. Этого может достичь только тот, кто проник в тайны мудрости, реализовав возможности своей постигающей души, ощутил наслаждение, даруемое пониманием и знанием, увидел и осознал различие между временным и вечным — сиюминутным удовольствием, омраченным бесчисленными огорчениями, и безграничным непрерывным и чистейшим наслаждением без всякой примеси печали. Поняв это, человек перестает искать удовлетворение своим животным страстям и угождать отвратительным чертам характера — и тогда укрепляется его мышление и реализуются все его возможности. Он приближает будущее к настоящему, и перед его глазами возникает сокрушающая сердце картина его ухода из жизни. Это глубоко воспринимается чувствами, исчезает влечение ко всем приниженным удовольствиям, но страдание от них останется на невероятно долгое время — и кто сможет вынести его? В этом — истинная мудрость, и обладающий ею заслуживает права называться мудрецом. Задумайся над всем этим, ибо сказанное нами предельно лаконично по форме, но необычайно емко по сути. Поэтому Всевышний заключил с нами Завет: «Вы предстали сегодня все перед Г-сподом, Б-гом вашим… Вступить в союз с Г-сподом, Б-гом твоим, и в договор проклятия, который Г-сподь, Б-г твой, заключает с тобой сегодня… Чтобы стать тебе сегодня Ему народом, а Он будет тебе Б-гом, как Он изрек тебе и как поклялся твоим отцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову. И не только с вами одними Я заключаю этот союз и договор проклятия, но с теми, кто здесь с нами стоит сегодня перед Г-сподом, вашим Б-гом, и с теми, кого здесь нет с нами сегодня»[2]. И совершенно ясно, что в той же мере, в какой мы обязаны вступить в «союз с Г-сподом», нам необходимо принять и «договор проклятия», что означает — задуматься над ним и понять его суть, ибо благословенный Б-г не желает подвергать Своих сыновей беспричинному страданию. Он хочет, чтобы мы осознали необходимость принятия Завета, показывает, что нарушение Торы, упаси Б-г, неминуемо ведет к несчастью. И благодаря этому Его сыновья задумаются о том, что следует собрать все силы для соблюдения Торы, и в этом цель «договора проклятия».

И вот, о человеке, который не готов к размышлениям о своей кончине и не принимает на себя «договор проклятия», сказано в Торе: «И будет: услышав слова этого договора проклятия, он благословит себя в сердце своем, говоря: мир будет мне, когда зловолию сердца своего я буду следовать, и пропадет сытый (совершающий непреднамеренный грех) с голодным (охваченным низменными страстями)»[3]. Рамбан объясняет, что слова «мир будет мне» означают, что человек не принимает на себя проклятий, и тогда «Не благоволит Г-сподь простить ему, но возгорится гнев Г-спода и ревность Его к этому человеку…»[4] Посмотри и задумайся над тем, что сказано дальше в этом стихе Торы: «и падет на него все проклятие, записанное в этой книге, и сотрет Г-сподь его имя из-под Небес»[5]. «Падет» — означает, что проклятие совьет в нем для себя гнездо и поселится там, поскольку он не желает тревожить свое упрямое сердце, а вместо этого обнадеживает себя словами «мир будет мне», чтобы продолжать грешить в полном спокойствии духа. И вот, тем самым он отказывается от Б-жественной Торы и от лекарства, которое Творец даровал людям. Он в самом прямом смысле «сбрасывает с себя царство Небес», и тогда «возгорится гнев.., и падет на него все проклятие…»[6], и ляжет на нем тяжким бременем. Каждый, кто привык внимательно анализировать события, происходящие в его жизни, осознает, что если он не научиться их правильному восприятию, горько будет сокрушаться его душа после смерти, как разъяснено выше. Речь идет о человеке, который говорит: «мир будет мне». Мысли, высказанные нами в связи с этим комментарием Рамбана, вызывают трепет, но мне будет тяжело изложить их письменно. Однако достаточно понять, что говорящий: «мир будет мне…» не способен постичь, сколь тяжким и горьким станет его будущее после смерти, и продолжает грешить в полном спокойствии духа. Тора свидетельствует, что он, упаси Б-г, едва только отойдет от одного зла, непременно вовлечется в другое. Об этом говорит Рамбан в своем комментарии на стих Торы: «пропадет сытый (совершающий непреднамеренный грех) с голодным (охваченным низменными страстями)»[7]. И его грех, который, упаси Б-г, «тяжелее, чем можно снести»[8], всецело охватывает его и довлеет над ним каждый миг его жизни. Таким образом, становится полностью очевидна обязанность размышлять о предназначении человека — Б-жественного творения, что учит мудрости и помогает обретению блага.

И пусть ищущий послаблений в соблюдении заповедей Торы не заблуждается: «Я не говорю: “мир будет мне…”, а всего лишь не испытываю желания размышлять над тем, что случится со мной в Грядущем». Это — совершенно неубедительное оправдание, как мы еще подробно разъясним[9].

И вот, Тора прямо говорит, что вступить в союз и договор проклятия должны были и те, «кого здесь нет с нами сегодня»[10], то есть все последующие поколения. Смысл этого проклятия тот же, что и в повествовании о завершении сотворения мира: «“И вот, очень хорошо…”[11] — это день смерти»[12], необходимой для смирения души. Значит те, «кого здесь нет с нами сегодня», — это люди, не ощутившие своего присутствия при провозглашении левитами проклятий в час, когда Всевышний послал через Моше Б-жественные увещевания. Останется ли в их душах такой же след, как у тех, кто слышал эти слова прямо из уст Моше рабейну и от левитов в собрании всей Общины Израиля? Могут ли они вступить в «договор проклятия»? Ответ на этот вопрос однозначен: это станет возможно, только если они подготовят себя к обретению мудрости, научатся прозревать завершение каждого явления из его начала. А потому тот, кто не принимает средства исцеления, предписанного Всевышним, тем самым, упаси Б-г, заявляет: «Я не хочу Твоей Торы и Твоего лекарства»! Поэтому «Есть ли такой мудрец, который понял бы это, и с кем говорил бы Г-сподь, пусть объяснит он, за что погибла земля, выжжена как пустыня, и никто не проходит по ней»[13]. Но если он примет лекарство, предуготованное Всевышним, и начнет задумываться о том, что случится с ним в будущем, то «и раскается, и будет ему исцеление»[14]. Амен! Да исполнится воля Небес, чтобы мы удостоились заключить с Г-сподом Союз и вступить в договор проклятия, и будет нам излечение и вечное благо, дабы исполнять Тору согласно Б-жественной воле!

И вот, сегодня меня посетила еще одна связанная с этим мысль. В книге Царей мы находим повествование о царе Йошияу: «И было, когда услышал царь слова этой книги Торы, то разорвал он одежды свои…»[15] И сказал ему Б-г: «Поскольку смягчилось сердце твое и ты смирился перед Г-сподом.., и разорвал одежды свои.., — не увидят твои глаза всего бедствия, которое Я наведу на это место (разрушение Б-жественного Храма в Иерусалиме)»[16]. Из этого мы узнаем нечто чрезвычайно важное. Нам кажется, что гордыня может проявляться только в нашем отношении к людям, но не к Б-гу; из этого же ясно видно, что тот, кто не смиряет свое сердце перед Всевышним, тем самым, упаси Б-г, проявляет перед Ним высокомерие. Теперь мы понимаем то, о чем не задумывались прежде в отношении порока тщеславия, упаси Б-г, перед вознесенным Творцом. Если человека не впечатляют и не страшат наказания, о которых говорит Тора, — это знак, что он не смирился и, упаси Б-г, продолжает оставаться высокомерным перед лицом Всевышнего.

И еще сказано: «Счастлив человек, боящийся всегда, а ожесточающий свое сердце падет во зло»[17]. Но что в точности означает «ожесточать свое сердце»? Здесь это объяснено: «Поскольку смягчилось твое сердце.., и ты плакал передо Мной…»[18] Если человек разрывает свои одежды и плачет, охваченный возвышенным трепетом, то смягчается его сердце. А противоположностью ему является тот, кто не испытывает трепета, и чье сердце не тает, как воск, от страха перед наказаниями, — это свидетельствует об ожесточении его сердца. А потому пусть растает сердце человека и вострепещет в его груди, чтобы он, упаси Б-г, не оказался среди тех, кто «с ожесточенным сердцем падет во зло». Ведь сердце теряет свою чувствительность из-за того, что человек не старается его смягчить! Увы! Увы! Сказанное здесь способно совершить переворот в душе человека, направить ее из одной крайности в другую, побудить задуматься о смерти, спасаться, подобно оленю, от расставленной перед ним сети и искать наивысшего наслаждения для своей души. Эти размышления должны побудить к раскаянию. И самое необходимое — научиться ясно мыслить.

Мой дорогой сын был потрясен этими рассуждениями и сразу же написал мне, что будет размышлять над ними с предельным вниманием, как поступает всегда, когда намеревается обдумать и прочно укоренить в своем сердце новые для него идеи. И я благодарю за это Б-га, ибо в этом и состоит успех человека.


[1] Дварим 29:11.

[2] Дварим 29: 9-14.

[3] Дварим 29:18.

[4] Дварим 29:19.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Дварим 29:18.

[8] Берешит 4:13.

[9] См. гл. 67 этой книги.

[10] Дварим 29:14.

[11] Берешит 1:31.

[12] Берешит Рабба 9:5.

[13] Ирмеягу 9:11.

[14] Йешаягу 6:10.

[15] Цари (II) 22:11.

[16] Цари (II) 22:19.

[17] Мишлей 28:14.

[18] Цари (II) 22:19.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию

 

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?