Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Порой человек завидует ближнему по причине того, что Б-г наделил его богатством и во всех его деяниях — успех. И поэтому он завидует ему. И уже зависть перерастает в ненависть.

Глава 3. В которой будут разъяснены причины, из-за которых разгорается беспочвенная ненависть

А теперь разъясним по порядку те причины, из-за которых люди ненавидят других. Их немного, и перечислим их по порядку. Первой же из них является зависть, которая зарождается по следующим поводам:

  1. Порой человек завидует ближнему по причине того, что Б-г наделил его богатством и во всех его деяниях — успех. И поэтому он завидует ему. И уже зависть перерастает в ненависть.
  2. А иногда коллеги завидуют мастеру, превзошедшему их в своём мастерстве и через это ставшему известным. И они начинают ненавидеть его, считая, что он оттягивает к себе их клиентов И этим портит их заработок.
  3. Кого-то уважают больше, чем его, и это причиняет ему боль. Он стремится снискать такое же уважение окружающих, но почет «избегает» его, а то и находит вместо почета позор. И из-за этого он полностью ненавидит ближнего, которому оказывают уважение.
  4. Порой некто известен всем, как человек исключительных душевных и моральных качеств, и, хотя другой и знает за собой, что ему далеко до уровня этого человека, всё же такова человеческая природа, что он завидует успеху и достижениям другого.

Все подобные ситуации влекут за собой беспричинную ненависть одного человека по отношению к другому, но сейчас я покажу, что все эти причины — в основе своей лживы, и вообще не могут служить оправданиями для ненависти ближнего.

Что касается первого повода, а именно, зависти чужому богатству, — ведь известно, что Всевышний дарует богатство двум типам людей: или тем, кто милосерд и мягкосердечен, и такие наверняка используют полученное богатство, чтобы помогать нуждающимся и беднякам. Они как казначеи сокровищницы Творца, помогают неимущим, и это, безусловно, богатство во благо его владельцу. А порой богатством одаряется тот, кто своими многими прегрешениями заслужил суровую кару, но, вместе с тем, совершил и что-то богоугодное (заповедь). И такому Всевышний посылает богатство, как оплату за те немногие заповеди, что тот исполнил, чтобы лишить злодея награды в мире грядущем. И тогда это богатство во вред владеющему им, и в конце концов оно сгинет, не оставив следа. Обдумав всё это, человек должен понять, что глупо завидовать и ненавидеть ближнего из-за того, что тот богат. Потому что получить богатство по-хорошему, как видно, он не удостаивается, и это потому, что, скорее всего, он не стал бы помогать бедным подобающим образом. А, с другой стороны, как возможно завидовать человеку, который «поедает» свой грядущий мир в этом проходящем мире и которому дают богатство в этом мире в качестве расплаты с ним за немногие добрые дела его, разве бы обрадовало человека такое богатство? И как сказали наши мудрецы в трактате Авот (4:17): «Лучше час благоденствия в Мире Грядущем, нежели вся жизнь в достатке в мире этом». Таким образом, как мы увидели, нет причины ненавидеть богача за то, что он богат.

Что же до второго повода, когда один ненавидит другого за то, что тот более умел и, поэтому, он думает, что происходит отток заказчиков от него к умельцу, — об этом уже высказались наши мудрецы (тр. Йома 38б): «Человек не способен дотронуться до уготованного другому даже на толщину волоса»; и то, что человеку полагается заработать, трудясь, он заработает без напряжения и страданий, так как то, что предопределено получить одному от Всевышнего, никто другой у него не в состоянии забрать. Если человек будет таким образом воспринимать данную ситуацию, он наверняка перестанет ненавидеть ближнего.

О третьем поводе, когда ненависть иногда продиктована тем, что другой пользуется бо́льшим уважением. Каждый должен знать, что этому человеку полагается весь этот почет, как написано: «чтящего Меня — чтить буду» (Шмуэль 1, 2:30), и, таким образом, если бы не уважение свыше, то этот человек не был бы уважаем и людьми. Теперь же, когда тот заслужил уважения с небес, невозможно лишить его этого уважения, а тот, кто попытается сделать это, будет опозорен сам в той же мере, в какой хотел унизить ближнего.

И четвёртый повод, когда человек ненавидит другого за то, что моральные и душевные качества того — возвышеннее, совершеннее, — это несусветная глупость: чем провинился обладатель таких качеств, если Всевышний пожелал одарить его ими?! И ведь, безусловно, эти качества у их носителя — свыше, и, таким образом, нет ни малейшей причины ненавидеть его!

В итоге, мы разобрали все четыре причины, упомянутые в начале, и увидели, что, если ненавидящий вдумается во все перечисленные возражения, если он доверяет нашим мудрецам, он поймёт, что все его доводы в пользу этой ненависти — пустой звук, и нет никакой настоящей причины ненавидеть своего ближнего.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?