Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Исправление этого греха должно прийти через то, что каждый еврей будет стараться любить своих собратьев, всех без исключения, помогая им, чем только способен —физически или материально

Глава 5. В которой будут перечислены способы исправления беспричинной ненависти

Прежде всего, необходимо искоренить ненависть из сердца, и тогда душа станет отныне чистой от этого греха, что позволит ему покаяться за совершённое и снискать искупление. И так же, как совершивший кражу не исправляет содеянного, пока не вернёт украденное хозяину, и даже Йом Кипур не способен искупить без этого, то же самое и относительно запрета ненависти: всё то время, пока ненависть полностью не покинула сердце, человек не может покаяться, и данный грех не будет искуплён пусть даже и после многих покаянных молитв, так как это подобно тому, кто окунается в воды миквы, сжимая в кулаке источник нечисти.

Также важно приучить себя судить о ближнем с положительной стороны, и стараться объяснить любой, даже, внешне, неблаговидный, поступок другого таким образом, чтобы оправдать его. Быть может, он содеял это не специально, или, быть может, он уже раскаялся в содеянном и т.п. И тогда ненависть не сможет гнездиться в сердце такого человека; и уже сказали наши мудрецы (Шаббат 127б): «Того, кто судит о других с хорошей стороны, — на небесах судят также с хорошей стороны».

А ещё написано («Поучения отцов», гл. 2:4): «Не суди о ближнем, пока не окажешься на его месте». Порой один просит у другого помощи, например, одолжить ему денег, а тот не помогает, — нельзя привыкать видеть в таком отказе свидетельство тому, что отказавший — плохой человек. Необходимо понять прежде, а есть ли у него требуемая сумма под рукой; ведь нередко люди тратят последнее, чтобы их домашние не нуждались ни в чём, и люди вокруг думают, что это признак зажиточности, а на деле человек еле сводит концы с концами, и только старается производить впечатление состоятельного, или чтобы с ним имели дело торговцы; или чтобы его не начали преследовать те, кто одолжил ему в долг; или чтобы он мог получить ещё ссуду; или у него есть взрослые дети на выданье, и ему важно, чтобы их воспринимали, как выходцев из зажиточной семьи; и множество подобных причин, из-за которых он, на вид, купается в роскоши, а, на деле, у него ни гроша за душой, и поэтому его отказ — совершенно не признак жадности и злосердечия. Попросивший ссуду должен поставить себя на место этого еврея, как бы он поступил в подобной ситуации, точно ли он повёл бы себя иначе? Именно это имели в виду наши мудрецы (Поучение отцов 2:4) пока не окажешься «на его месте» — то есть, в его положении. И, если человек всегда будет представлять себя на месте другого, ему с лёгкостью удастся судить о ближнем с хорошей стороны и признавать его правоту.

Этими немногими строками я смог разъяснить лишь малую (не исправлять) о недопустимости страшного греха беспричинной ненависти и о том, как исправить этот грех. Однако любой разумный человек, если только пожелает, сможет догадаться и о других способах, как искоренить ненависть из своего сердца и полюбить ближнего от всей души.

И теперь, братья мои, после того, как мы узнали, что главный грех, из-за которого был разрушен Храм и так затянулось изгнание наше, — это беспричинная ненависть, мы, ожидая восстановления нашего Храма, обязаны исправить то, что повредили; тот грех, из-за которого постигло нас это бедствие, — через его исправление придёт и избавление! И как сказали наши, светлой памяти, мудрецы (Ваикра Раба, гл. 21), «Тот, кто совершил горы грехов, — супротив них пусть исполнит горы заповедей!»

И исправление этого греха должно прийти через то, что каждый еврей будет стараться любить своих собратьев, всех без исключения, помогая им, чем только способен —физически или материально, а также будет беречь их достоинство и имущество точно так же, как оберегает своё. И именно это вменяет нам в обязанность заповедь любви к ближнему, так пишет Рамбам-Маймонид (см. в повел. Заповедях, гл. 206). И ведь не даром мы названы «удел Всевышнего», как сказано (Дварим 32:9): «Ибо удел Всевышнего — народ Его, Яаков — наследие Его!» И кроме этого мы должны знать, что установление дружеских отношений между людьми — одна из вещей, плоды которой человек пожинает уже при жизни в этом мире, а в Мире Грядущем ждёт его основная награда за это, так приведено в начале трактата «Пеа» (гл.1 Мишна 1).

Воистину, человеку необходимо узреть, как дурное начало (ецер ара) беспрестанно отвращает его от того, чтобы замечать блага Всевышнего, ниспосылаемые свыше, и от того, чтобы быть благодарным за них. И сказали наши мудрецы: «Мудрец — это тот, кто знает своё место». То есть, понимает свой истинный уровень. И, получается, что того, кто не отличается мудростью, дурное начало способно обмануть, дать ему ощущение, что он пребывает в заслуженном почёте, что он выполняет все требования Торы, как и воспринимают его все окружающие, видя в нём богобоязненного мудреца Торы, который ревностно исполняет заповеди. Однако, если он только захочет вдуматься, то убедится, что каждодневно, преступает и не исполняет несколько заповедей, а также нарушает несколько запретов, и даже не собирается это как-то исправить. Польза от такой внутренней проверки — несказанно велика, так как, узнав себя, человек способен избавиться от гордыни и принять всё, что Всевышний ему ниспосылает или, наоборот, всё, чего лишает его; будь то его влияние на окружающих, и будь то уважение, которое питают или же не питают к нему люди. И в любых областях жизни постигнет, что Всевышний милосерд к нему.

Благодаря этому пониманию, становятся полностью ясны слова Писания (Псалмы 145:16): «Раскрываешь руку Свою и насыщаешь всякого живого по желанию его», которые удивляют многих, ведь, на деле, «человек умирает, не достигнув и половины того, чего вожделел»! Однако после того, что мы разъяснили выше, всё становится на свои места: пока человек не познал себя, ему всё кажется, что он получает меньше, чем ему положено, в этом мире, и что уж точно в мире грядущем ожидает его завидная доля. Но Всевышний, от Которого ничего не скрыто, знает, что этому человеку и сыновьям его не положено бо́льшего, дабы не отвратились они от путей Творца, благословен Он.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?