Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Определение понятия «зло»

«Утверждающий, что нет воскрешения мертвых в Торе» считается еретиком. И мы объяснили, что обязанность верить в воскрешение мертвых включает в себя и обязанность верить, что это обещано Торой. Основано это на том, что будущая жизнь «произрастет» для нас ровно настолько, насколько наша нынешняя жизнь является «семенем». Но если человек живет здесь как в настоящей реальности, если он видит главное в этих ограниченных рамках, не «сеет», полагаясь на веру в будущую жизнь, — в такой жизни нет места воскрешению мертвых.

Главное в Ган Эдене — это «Древо жизни», как написано: «И Древо жизни внутри сада» (Берешит 2:9), а Онкелос переводит это как «в центре сада». Центр — это всегда средоточие явления, «стороны» — это уже только распространение центра вширь. Адам был изгнан из Ган Эдена, чтобы лишить его доступа к Древу жизни, как и сказано в Писании: «Дабы не протянул руку и не взял и от Древа жизни, не съел и не стал жить вечно; и отослал его Всевышний Б-г из Ган Эдена» (Берешит 3:22).

Древо жизни — это Тора, как сказано: «Она — Древо жизни для держащихся за нее» (Мишлей 3:18). Именно она учит, как использовать этот мир в качестве семени и насаждения. Как мы и говорим в благословении на Тору: «И жизнь вечную насадил внутри нас». Другими словами, дарование нам истиной Торы превращает нашу жизнь в насаждение, а вырастет из этого целый сад.

Мудрецы указали нам, как вернуться к Древу жизни: «Отвечать “Амен” изо всех сил» — это вход в жизнь, устроенную согласно вере, это осознание вечной жизни, навстречу которой мы идем.

Древо познания, принесшее смерть, — это восприятие мира , какой он есть сейчас в качестве совершенного

Мы объяснили, что вечная жизнь гарантирована тому, чья жизнь уже в этом мире относится к вечности. Как мы сказали, имеется в виду человек, который видит этот мир не как мир реализации вещей, а как мир насаждений, которые вырастут в будущем. Но тот, кто не был «жив» никогда, как может восстать для будущей жизни!?

Когда Всевышний запрещал человеку есть от Древа познания добра и зла, Он сказал: «Ибо в день, когда вкусишь от него, смертью умрешь» (Берешит 2:17). Смысл этого запрета в том, что когда человек ест что-либо, это становится частью его жизненных сил. Всевышний запретил человеку присоединять к собственным жизненным силам восприятие зла, лишающее его вечной жизни.

Осмыслим, что такое «зло», запрещенное человеку. На святом языке слово «зло» (רע) означает «разбиение» и «отсечение», как в сочетании «сломанная лестница» (סולם רעוע), «сломанный трон» (כסא רעוע) — разбиение лишает возможности использовать вещь в соответствии с ее истинным назначением. И сказано: «Расколет[1] их посохом железным, как глиняный сосуд разобьет» (Псалмы 2:9). Речь идет о том, что предмет разделяется на части и рассыпается, так что становится непригодным для того использования, ради которого был создан.

Определение понятия «зло» проясняется и из того, как мудрецы заимствовали это слово для аллегорий. Сказано в Талмуде (Бава Мециа 105а): «“Оторванные” маслины и виноградины — Бейт Шамай считают их нечистыми, Бейт Илель — чистыми. Что значит “оторванные” маслины? — Сказал рав Уна: “маслины — злодеи”. Сказал рав Йосеф: Как в стихе: “И оторванные дети народа твоего попытаются осуществить пророчество и потерпят неудачу” (Даниэль 11:14). Рав Нахман бар Ицхак сказал: Отсюда — “И родил сына оторванного, проливающего кровь” (Йехезкель 18:10)».

Раши объясняет этот отрывок: «Маслины и виноградины — “злодеи” — это вечно недозрелые плоды, то есть их зрелость никогда не наступит».

Само собой разумеется, что маслины не совершают дурных поступков. Но здесь мы видим, в чем их подобие сути злодейства в мире. «Злодей» — это человек вечно недозрелый, зрелость его никогда не наступает. Суть зла в том, что оно уже сейчас видит себя зрелым и совершенным. Оно не готово ждать, не готово продолжить расти до тех пор, пока не вырастет в нечто на самом деле совершенное. Злодей не хочет никуда расти, он уже «есть», каков он здесь, таким он хочет и остаться, как нечто, уже достигшее совершенства.


[1] Это слово в оригинале образовано от того же корня רע.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?