Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

"ויקרא אל-משה  וידבר ה' אליו מאהל מועד לאמר"  (א, א)

 

 

 

“И воззвал к Моше, и сказал Г-сподь ему из шатра соборного, говоря” (1:1)

 

 

 

Сказал Раши, что говорить можно только то, на что дано разрешение.

 

Мула Аджа из иранского города Езида известен был как провидец. Однажды обратил он внимание, что один из его рабочих-ткачей хмур, чем-то обеспокоен, и спросил, что случилось. Ответил ткач, что его отец покинул город год тому назад, и нет от него никаких вестей.

 

Выслушав рабочего, Мула Аджа подошёл к стене, упёрся в нее головой и что-то пробормотал про себя. Затем он вернулся к рабочему и сказал: “Не тревожься! В ближайшую пятницу получите от него письмо с сообщением, что он чувствует себя прекрасно и намеревается вернуться домой в ближайшем будущем. Еще через неделю отец вернётся домой, целый и невредимый, только один глаз его ослеп во время странствий!” И как сказал – так и было. В пятницу вечером пришло письмо – первая весточка от отца за целый год. Отец сообщал, что он в порядке и возвращается домой. Через неделю после этого вернулся он невредимым, если не считать потерянного глаза...

 

Сказал об этом царь Давид: “Тайна Г-сподня – для боящихся Его, и завет Свой Он объявляет им” (Теилим 25:14).

 

 

 

"אדם כי-יקריב מכם קרבן לה' מן-הבהמה מן-הבקר ומן-הצאן תקריבו את-קרבנכם "(א, ב(

 

 

 

“Когда кто из вас хочет принести жертву Г-споду, то из скота, из крупного и мелкого скота, приносите жертву вашу” (1:2)

 

 

 

В наше время, когда жертвоприношения в Храме сделались невозможными, одна жертва все же осталась у нас. Как сказано в книге Зоар, отец, совершающий обрезание своему сыну, как будто приносит жертву Творцу; сандак подобен жертвеннику. И как приносивший жертву должен был очиститься перед восхождением в Храм и подготовиться как следует, так и те, кому предстоит участвовать в обрезании, накануне ночью учат Тору, готовясь к важному и светлому событию.

 

Один из первых больших равов Туниса раби Цемах Царфати страдал от сильных болей в ногах и два года был прикован к постели. В один прекрасный день встал рав на ноги, а боли – как не бывало. Удивлённым близким раби Цемах Царфати рассказал, что пророк Элияу явился к нему во сне и сказал, что если рав обязуется ходить во все дома в городе Тунисе, чтобы учиться там в ночь перед обрезанием, то излечится он от болезни. Рав согласился – и излечился! С тех пор он стал приходить в каждый дом, где должны были делать обрезание, и учился там до утра. Это стало законом, обычаем – проводить в ночь перед обрезанием “билъяда” (говорят, что это сокращение слов (בן ילדה: отец ребёнка устраивал трапезу, и учили Талмуд всю ночь. С течением времени в Тунисе была создана касса “Пророка Элияу”, из которой бедные родители платили деньги бедным знатокам Торы, приходившим принять участие в учёбе, перед вступлением ребёнка в завет Авраама.

 

 

 

* * *

 

Раши писал: “Как Адам не приносил жертву из чужого, хотя всё вокруг принадлежало ему, так и вы не приносите жертву из чужого ”.

 

Рассказывал один из близких рава Бенциона Абы Шауля, руководителя ешивы Порат Йосеф:

 

Люди звонили раву постоянно, задавая вопросы по алахе, ибо знали, что получат исчерпывающий и ясный ответ.

 

Иногда, когда рав был занят подготовкой  к урокам, и мне было жалко прерывать его, то я спрашивал, срочный ли вопрос. Если нет, то я просил позвонить позже. Однажды рав спросил: “Кто звонил?”, и я ответил: “Не знаю. Хотели задать вопрос, я, в свою очередь, спросил, срочно ли это. Поскольку сказали мне, что не срочно, я ответил, что рав сейчас занят”. Рав услышал и удивился: “И ты не опасаешься нарушения запрета на кражу?” Теперь удивился я. Рав объяснил: “Еврей позвонил. Если не отвечают на звонок – ладно. Но трубка была поднята, значит, разговор стоил звонившему минимум двадцать агорот. Еврей потерял из-за тебя двадцать агорот, ты не дал ему ничего взамен – и ты не боишься этого?!”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?