Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Богатство и бедность зависят от наших поступках. Самое главное — не относиться к своему нынешнему статусу как к постоянному фактору.

Похожий стих можно найти в Псалмах (27). Царь Давид, да пребудет мир на нем, сказал: «Одного просил я от Б-га, только этого буду я просить: сидеть в Доме Б-жьем все дни жизни моей, смотреть на прелесть Б-га и зайти во Дворец Его». На первый взгляд есть в этом стихе совершенно непонятные моменты. Во-первых, почему стих переходит с прошедшего времени на будущее («просил» — «буду просить»)? Во-вторых, почему выбрано слово «зайти», значащее «прийти лишь на время, прийти и уйти»? Ведь перед этим сказано: «сидеть», то есть «пребывать там постоянно»?

Попробуем разъяснить стих так, чтобы все стало понятным. Дело в том, что просьбы человека обычно со временем изменяются. Например, у человека совсем не было денег, и он в Рош га-Шана просил у Б-га благословенного, чтобы Тот дал ему в будущем году заработок три рубля в неделю. Б-г же помог ему даже еще больше, и за год бывший бедняк превратился в зажиточного горожанина. И когда этот год кончился и снова наступило Новолетие, он будет просить у Б-га уже не того заработка, о котором умолял в прошлом году. Нет, теперь он будет просить, чтобы Б-г дал ему такой же доход, что и прочим его богатым и уважаемым соседям — чтобы не пришлось ему стыдиться перед ними. А если и в этом году Б-г ему поможет и он станет богачом — он уже не будет молиться о том же доходе, что и в прошлое Новолетие: теперь для него это — позорно мало. Он будет просить, чтобы Б-г послал благословение на все его имущество, так чтобы он смог вознестись к новым вершинам богатства.

То же самое относится к политической власти (речь идет про давние времена, когда евреи жили в Земле Израиля и обладали этой властью): если человек удостоится стать начальником над пятьюдесятью, он просит у Б-га, чтобы Тот помог ему стать сотником; достигши же этого поста, хочет он стать тысяцким. Общий вывод из всех этих примеров — просьбы человека все время меняются; несомненно, царь постыдится просить у Б-га того же самого, чего просил, будучи десятником.

И именно поэтому царь Давид, да пребудет мир на нем, использовал слово «просил». Он хотел сказать: в случае со мной это не так! Я был пастухом у своего отца, то есть находился ниже всех (Писание говорит об этом: «И забрал меня из загонов для скота…»), и тогда я просил у Б-га благословенного лишь одного. А сейчас, когда я поднялся на недосягаемую высоту, стал царем над всем Израилем, я по-прежнему буду обращаться к Б-гу с той же самой просьбой. Я не буду таков, как прочие властители, которые молятся лишь о том, чтобы их власть еще усилилась. С какой же просьбой обращался я к Б-гу в те давние времена? «Сидеть мне в Доме Б-жьем все дни жизни моей», то есть иметь возможность всю жизнь изучать Тору. Именно с этой просьбой обращаюсь я к Нему и сейчас.

Почему же главная моя просьба именно такова? Потому что, если я буду сейчас, пока живу в этом мире, пребывать в Доме Б-жьем, занимаясь изучением Его Торы, я в будущем удостоюсь «узреть прелесть Б-га (…)» (словами «прелесть Б-га» Писание обозначает райский сад нижнего мира, что перекликается с выражением из Пятикнижия: «…и землю, ибо приятна». Слова же «и зайти во Дворец Его» относятся к райскому саду вышнего мира, и именно поэтому употреблено выражение, означающее «зайти лишь на время»: царь Давид из скромности не хотел сказать о себе, что будет находиться там постоянно). Если же сейчас, пока я живу здесь, я оставлю Дом Б-жий, то в будущем не удостоюсь узреть прелесть Б-га.

Этот стих дает человеку очень важное наставление: он учит тому, чтобы молился он во все дни своей жизни, в первую очередь о том, чтобы удостоиться изучать Тору и служить Б-гу. И объяснение, которое дает стих «Чтобы узреть прелесть Б-га», относится ко всем нам. И в нынешнее время бывает из-за многих грехов наших, что у многих время для изучения Торы находится в середине дня (как раз в эти дневные часы у них нет никакой работы), но учиться дома они не могут, потому что там им все время мешают малолетние дети и т.д., пойти же в дом учения в дневные часы стесняются, чтобы не стали говорить: «Он притворяется раввином». Не таков путь Б-га благословенного — отказываться от возможности заниматься Торой из-за таких глупых и ничтожных причин! Говорит Шулхан Арух, Орах Хаим, 1: «…и пусть не смущается, когда люди насмехаются над ним из-за того, что он служит Б-гу благословенному». И не просто так Тора назвала нас рабами (говорит Писание: «Они — Мои рабы, которых вывел Я…»): Тора хотела сообщить нам, что, как царские рабы всюду, где ни оказываются, сообщают, что они рабы самого царя, и им в голову не приходит стыдиться этого, — так же и человек из народа Израиля, служа Б-гу благословенному, Царю царей всех царей, должен смотреть на свою должность как на самую почетную. Он ведь удостоился служить Самому Б-гу, Его желания исполнять — чего же здесь стыдиться? И у царя Давида, да пребудет мир на нем, мы должны научиться вот чему: несмотря на то что он был царем и в его доме, несомненно, нашлось бы сколько угодно великолепных залов, в которых можно было бы изучать Тору, — тем не менее он говорит: «…сидеть мне в Доме Б-жьем все дни жизни моей». А дело здесь в том, что в доме учения занятия Торой более успешны. И в Йорэ Дэа говорится, что всякий, кто изучает Тору в доме учения, не скоро забудет изученное.

Шем Олам, 10


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?