Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги «Словами скрытые миры»

Есть люди макроума и люди микроума. У первых не хватает терпения заниматься мелкими деталями. Вторые находят удовольствие в кропотливом укладывании кирпича к кирпичу, до тех пор пока не воздвигнут сооружение неописуемой красоты и несокрушимой прочности. Истинная мудрость принадлежит последним. И у них нет обходных путей.

Это — наш тезис. Посмотрим, насколько он соответствует тем выводам, которые можно извлечь из разбираемого афоризма.

Возможности приобрести мудрость у מרבה בסחורה ограничены. Кто же такой מרבה בסחורה?[1] Общепринятый перевод — «всецело погруженный в бизнес». Без сомнения, такой человек, будучи довольно умным, вряд ли станет мудрым. Однако прозрачность этого высказывания создает проблему: смысл — очевиден, вывод — слишком слаб. Деловые интересы, поглощающие человека, естественно, не оставляют достаточно времени для учебы. Но в своем наставлении Гилель явно имел в виду нечто большее.

Выражение המרבה ב… — многогранно и многозначно. Наиболее знакомо значение «делать много»: כל המרבה לספר ביציאת מצרים הרי זה משובח — «Много рассказывающий о чудесах выхода из Египта достоин похвалы».

Однако в трактате Трумот 4:5 подобные слова означают «желающий больше, чем нужно».[2] В трактате Бава мециа 5:1 это «стремящийся разбогатеть на процентах».

Таким образом, наша мишна оставляет нам немало простора. Первый перевод, который приходит на ум, — «всецело погруженный в бизнес». Но в свете вышесказанного мы можем перевести это и как «использующий свою естественную жажду накопления в предпринимательской деятельности».

Разберемся, к чему это приведет. Большинство людей по своей природе стремятся к накопительству. Коэлет (5:9) считал необходимым предупредить нас не давать свободу этой черте характера: אהב כסף לא ישבע כסף ומי אהב בהמון לא תבואה — «Любящему деньги никогда не будет достаточно денег, а получающему удовольствие только от количества никогда не познать удовольствия от сбора урожая». Царь Шломо предупреждает нас, что всегда найдется сосед, чья силосная яма глубже, а продуктивность выше. Если цель — только количество, разочарование неизбежно.

И все-таки такова жизнь. Большинство из нас хотят «как можно больше». Эта склонность не обязательно абсолютно отрицательна. Трактат Пиркей Авот 2:7 учит нас: מרבה ישיבה מרבה חכמה — «Чем больше времени человек проводит в ешиве, тем мудрее он становится». Какую бы интерпретацию мы ни выбрали для מרבה ישיבה, מרבה חכמה явно считается вещью положительной.[3] Наша жажда «большего» позитивна, когда она связана с Торой.

Это достаточно просто понять. Но в чем разница между «как можно больше» в мире Торы и «как можно больше» в деловом мире?

В этом нам поможет разобраться Мишлей 13:11: הון מהבל ימעט וקבץ על יד ירבה — «Интересующийся количеством уменьшает свои знания [потому что он, бесспорно, забудет то, что учил], но выбирающий постепенный путь многого добьется». Так понимает Раши это высказывание. При таком прочтении הבל — слово, обычно означающее нечто бесполезное и непродуктивное, используется для описания ложной системы ценностей. הון מהבל — это богатство информации (הון), собранной с неподобающей целью (מהבל). Это — манящее сочетание, но плоды столь поверхностного подхода слишком скоро зачахнут.

Мы склонны игнорировать ценность мелких деталей из-за нашей безумной погони за «всесторонним знанием». Что бы ни имелось в виду в Берешитраба 10:6 под словами אין לך כל עשב ועשב מלמטה שאין לו מזל ברקיע ומכה אותו ואומר לו גדל — «Нет ни одной травинки, у которой не было бы своего ангела в высших мирах, который бьет по ней, говоря ей: «Расти!», — здесь, безусловно, подчеркнута индивидуальность каждого отдельного стебелька. Более того, сам Творец пересчитывает звезды, называя каждую из них по имени (Теилим 147:4).

В этом-то и заключается мудрость. Талмид-хахам, мудрец Торы, может держать в голове огромное количество информации, но каждый параграф, каждое предложение, каждое слово в его глазах должно быть драгоценным бриллиантом, отполированным с любовью, услаждающим взгляд и ум точностью форм и искрящимся блеском. מרבה בסחורה, стяжательски подходящий к своему бизнесу, нимало не заботится о таких мелочах. Он видит только практический результат. Ценность монеты определяется только ее вкладом в его накопления. Его «как можно больше» — не чета «как можно больше» мудреца. Истинная мудрость избегает подобных людей.


[1] На данный момент у меня нет объяснения слова כל в выражении כל המרבה בסחורה. В различных источниках мы находим выражения вроде כל המרבה בסיפור יציאת מצרים הרי זה משובח, похожие на формулировку нашей мишны, но мы видим и מרבה בשר מרבה רימה (Авот 2:7) , где мы точно так же могли сказать כל המרבה בשר.

[2] В основе этой мишны лежит принцип, по которому средний размер трумы (обязательного пожертвования) должен составлять одну пятидесятую урожая. Для более щедрых предусмотрена увеличенная норма, составляющая одну сороковую. Наша мишна учит, что המרבה בתרומה — упорно желающий дать особую норму не имеет права дать больше одной десятой.

[3] Для нас не принципиально, соответствует текст стандартному печатному изданию: מרבה ישיבה מרבה חכמה или тексту, цитируемому Рабейну Йоной: מרבה חכמה מרבה ישיבה. В любом случае значение слова «иешива» практически не изменилось с тех пор. Это — общее заседание ученых, чья цель — приумножить свою мудрость, общаясь друг с другом (см. трактат Йома 28б). Разница в прочтении просто меняет порядок этапов процесса. Из нашего прочтения следует, что чем больше учеников удается привлечь человеку, тем мудрее он станет, потому что они будут катализаторами его деятельности. Согласно другому прочтению, чем мудрее человек, тем больше учеников его окружает.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?