Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

В предыдущей недельной главе (Шмини), как мы помним, Тора дала подробные указания обо всех «чистых» животных, годных в пищу евреям, а также привела длинный список птиц и прочих представителей земной фауны, в пищу евреям запрещенных. Глава Тазрия идет сразу за ней. И занимается она «ритуальной нечистотой» человека. То есть, непосредственно за «чистыми и нечистыми» животными следуют законы о «чистоте и нечистоте» человека.

Наши мудрецы обратили внимание на это соседство тем и пояснили: подобно тому как создание человека в последний день Творения произошло после появления животных, так и законы, относящиеся к человеку, даются после положений, которые касаются животного мира. «Не оскверняйте ваши души никаким пресмыкающимся гадом, не оскверняйтесь ими, — чтобы не стать через них нечистыми!» (Ваикра 11:43).

Раби Исраэль Липкин Салант (основатель движения Мусар в среде литовского еврейства) нашел «нравственное» объяснение связи между этими двумя недельными разделами. Глава Шмини заканчивается подробными указаниями того, что разрешено есть, а что запрещено. Глава Тазрия занимается законами «нечистоты», которая проявляется на коже; причем мудрецы указывают, что эта «нечистота» приходит как наказание за лашон ара, злословие по отношению к другим людям, запрещенное Торой. Посмотрите внимательно, говорит раби Исраэль, и те, и другие законы абсолютно категоричны: нельзя есть запрещенное, нельзя злословить! Разницы в строгости между ними нет. Но как скрупулезно и мелочно соблюдают многие евреи законы кашрута, и как пренебрежительно и поверхностно они относятся к запретам на «плохой язык» (лашон ара). Не дай Б-г положить кусок вареного мяса на тарелку, из которой только что ели горячий молочный суп с лапшой! Но сказать что-то предосудительное о своем ближнем? Да сколько угодно!.. Повторяем: надо тщательно соблюдать запреты в обеих этих областях. Ведь к словам, которые выходят из нашего рта, Тора относится не менее строго, чем к пище, которую мы в этот рот кладем.

Рамбан, великий комментатор Торы, указывает еще на одну тонкость, вытекающую из факта соседства двух указанных глав. Предыдущая заканчивалась запретом есть падаль, насекомых, пресмыкающихся и прочую «живность», обитающую на земле, в воздухе и воде. Наша глава начинается с законов «нечистоты», связанной с родами человека. В этом содержится намек на то, что, если мы хотим, чтобы еврейские женщины рожали детей, нравственно неущербных, надо остерегаться всех нарушений кашрута. Понятно, что нравственность усваивается детьми от взрослых, но предрасположенность является врожденным качеством, и она, проявляясь завтра в наших детях, во многом зависит от нашей сегодняшней готовности следовать заповедям Торы…

Вернемся к самому началу нашей статьи, где говорилось о том, что человек был создан в последний день Творения — после всего, что этот мир наполняет. Существует один известный мидраш: «Сказано в псалме (Теилим 139:5): “Позже и раньше Ты меня создал”. Что это значит? Если человек достоин, ему говорят: ты — первый (главный) из созданий. Если недостоин, ему говорят: комар и червяк были созданы раньше тебя». Наши мудрецы так объясняют эти слова. Когда царь прибывает в один из городов своего государства, то, раньше чем он пройдет по улицам перед народом, появляются устроители: они чистят улицы, наводят порядок. Затем идут те, кто украшают дома и развешивают флаги. Потом настает черед гвардейцам и оркестрам. И лишь затем появляется сам царь в окружении свиты. Никому не придет в голову сказать, что здесь важен тот, кто идет раньше. Наоборот, самый важный шествует в конце, к нему привлечено все внимание.

Так можно сказать о царе. Так можно сказать и о человеке, который появился на исходе шестого дня Творения. Все предыдущее было создано для него. Ибо он — цель Творения. «Раньше Ты меня создал». Раньше всего. Поэтому и назван Первым человеком. Не просто первый среди людей, а первый среди всех созданий… Если он, конечно, достоин.

Но если недостоин, тогда справедлива другая часть псалма: «Позже Ты меня создал». Потому что ты не видишь никакой особенной цели в собственном появлении в этом мире. Ты один из элементов, новый вид животного, пусть наделенный сильным разумом — но и только! У льва сильные лапы, у орла — крылья, у муравья — трудолюбие, а у тебя ­мозги. Один из органов, не больше. Даже комар и червяк — и те предшествуют тебе.

Много сочинено философских систем. Каждая из них по-своему описывает человека. В одной он — новый вид животного с гипертрофированным мозгом. В другой — совершенный природный компьютер, для которого собственные эмоции — всего лишь криволинейная функция в многомерном алгебраическом пространстве. То он человек разумный, то страдающий, то наделенный способностью к смеху. Все это интересно и, может быть, даже верно. Но за всем этим забывается, что, прежде чем дать определение, надо задаться вопросом — зачем человек создан?

А ведь об этом прямо говорится в Торе, в том же месте, где сказано о запрете есть некашерную живность: «Я, Всевышний, вывел вас из Египта, чтобы быть вам Богом. Будьте же святы, потому что Я свят». Слова, весьма актуальные накануне Песаха, праздника Исхода из Египта.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?