Темы: Грех, Наши родители, Прощение грехов, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав! Можно ли вымолить прощение за грехи? Или перед тяжкими грехами прощения нет? Тяжкий грех — раздор и ссоры с родителями, очень серьёзные. Меня это очень мучает... каждый раз хочется что-то изменить, но опять все повторяется... когда опускаешься до самых низов, кажется, что шансов никаких нет и выбраться оттуда невозможно. Скажите, пожалуйста, неужели нет никакой надежды на исправление, на изменение ситуации, на помилование?? Так ведь было не всегда... но я уже давно не вижу просвета. Может, Вы мне сможете как-то помочь и что-то подсказать... Прошу прощения за беспокойство, и спасибо за внимание. Извините, что не пишу своего имени, мне не хочется представлять себя. Стыдно.
Здравствуйте!
За тяжкие грехи нет прощения? — Конечно же, прощение есть всегда. Наши мудрецы говорят, что нет греха, который тшува не могла бы исправить. Даже три самых тяжких преступления — идолопоклонство, прелюбодеяние и убийство — можно искупить тшувой. Такой вывод делают из стиха в книге пророка Зехарьи, где он передает обращение Б-га к еврейскому народу, погрязшему в различных грехах, включая идолопоклонство (Зехарья 1:3): «Вернитесь ко мне, и Я возвращусь к Вам».
Человек, который раскаялся в своих поступках, может не только исправить их последствия, но и превратить грехи в заслуги. Мы должны в это верить точно так же, как верим в наказание за грехи. Тот, Кто сказал, что есть наказание, сказал, что есть и прощение. Это часть нашей веры.
Рамбам в «Законах раскаяния» (1:4) делит все заповеди на четыре группы — в соответствии с их значимостью и тяжестью наказания за их нарушение. Первая группа — это все предписывающие заповеди[1], их нарушение прощается сразу же после тшувы. Вторая группа — это все запрещающие заповеди, за нарушение которых не полагается смертная казнь или карет (духовное отсечение души). Тшува не искупает их полностью, а только задерживает наказание. Полное искупление достигается только в Йом-Кипур. Следующая группа — заповеди, за нарушение которых полагается смертная казнь или карет. Эти грехи полностью искупаются только после тшувы, Йом-Кипура и страданий. Самое страшное преступление это хилуль а-Шем — осквернение имени Б-га. Полное искупление этого греха наступает только после смерти.
Но какой грех человек бы ни совершил, сразу же после тшувы он становится любимым для Всевышнего. А в книге Зоар (глава Кдошим) сказано, что изучение Торы искупает грехи и может «заменить» собой полагающиеся за них страдания.
Однако если неправильные действия совершены по отношению к другим людям, одной тшувы недостаточно. Для полного искупления необходимо попросить прощения у пострадавшего за причинённую ему обиду. Если он не согласен простить, то после трех попыток тшува принимается, даже если обиженный отказался прощать.
Поэтому, если Вы знаете, что со своей стороны вели себя некорректно, следует попробовать попросить прощения у родителей, и, возможно, уже этот шаг поможет восстановить, хотя бы частично, отношения с ними.
К сожалению, не могу дать Вам какой-либо дельный совет непосредственно по поводу Вашего конфликта с ними, т.к. не знаю всех подробностей и причины конфликта. Но осмелюсь предположить, что, как и большинство конфликтов с родителями, он связан с каким-то Вашим личным решением или образом жизни, которого Ваши родители не могут принять. В таких случаях не всегда стоит поступать согласно мнению родителей, хотя достаточно часто стоило бы к ним прислушаться. Иногда установление определенной дистанции между взрослыми детьми и родителями может помочь выстроить хорошие, теплые отношения, а дети при этом сохраняют личное пространство и право на собственное мнение.
Тем не менее, важно отметить: даже при глубоких разногласиях следует сохранять сдержанность при разговоре с родителями и стараться держаться максимально спокойно и уважительно. Ведь одно дело — не соглашаться с их мнением, а другое дело — как вести диалог в такой ситуации.
В любом случае советую Вам обратиться к специалистам по семейным отношениям (консультирующих и на нашем сайте), изложив подробно Вашу ситуацию, и, конечно же, молиться, чтобы Всевышний послал Вам правильное решение в столь непростой ситуации.
С уважением, Моше Сытин
[1] Кроме заповедей обрезания и пасхального жертвоприношения — за невыполнение этих предписаний полагается карет, поэтому они относятся к третьей группе заповедей.
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Ашер Кушнир
Почти все время мы живем с родителями мужа
Рав Меир Мучник
Как люди выживают без накоплений?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.